Роман Гончарова "Обыкновенная
история” впервые был напечатан в журнале
"Современник” в 1847 году. Темой романа
была избрана история жизни в Петербурге
провинциального барина Александра
Адуева, процесс утраты им в большом
капиталистическом городе исконных черт
барской психологии и, прежде всего,
наивного романтического "прекраснодушия”.
Тему эту дала Гончарову современная
ему русская жизнь. Старый крепостнический
уклад жизни начинал в ту пору распадаться
под напором капиталистических отношений.
Все более резко сталкивались два
экономических уклада, два склада
социальной психологии.
В
первых главах романа Александр Адуев
предстает перед читателями наивным,
добрым, несколько простоватым провинциалом.
Он удивлен городским укладом жизни,
"неродственностью” дяди. "Так вот как
здесь, в Петербурге...— думал Александр,
сидя в новом своем жилище.— Если родной
дядя так, что ж прочие?..” Александр
наивно верит в торжество добра и любви.
Меркантильность же совершенно отвергает.
Он "прекраснодушен” и готов любить
весь свет, ждет в ответ таких же искренних
и горячих излияний чувств. А его едва
замечают, ссылаясь на занятость делами.
"Хозяин пятится от объятий, смотрит на
гостя как-то странно. В соседней комнате
звенят ложками, стаканами; тут-то бы и
пригласить, а его искусными намеками
стараются выпроводить... Все на заперти,
везде колокольчики: не мизерно ли это?
Да какие-то холодные; нелюдимые
лица”.
Дядя Александра
пытается образумить племянника. Он
говорит, что раз Александр приехал
"делать фортуну и карьеру”, ему надо
измениться или уезжать. Мечтателям не
место в этом жестком мире. Здесь не место
охам и вздохам, любви и романтике. Здесь
дело надо делать. "Александр долгом
считал любить дядю”, но никак не мог
понять его прагматизма, вечной занятости
делами и совершенно не родственным
отношением к нему, единственному
племяннику.
Александр
сочиняет стихи, так как служба для него
— скучная обязанность, надобно и душу
чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся,
а вот агрономические статьи, которые
он переводит для журнала, приносят ему
доход. Он готов жениться, ему двадцать
три, он влюблен и полон планов на будущее.
На фразу дяди: "Супружество супружеством,
а любовь любовью” Александр наивно
удивляется: "Как же жениться... по
расчету?” Но Александр терпит поражение
в любви — появился более богатый и
знатный жених, и Адуеву отказали.
Не
выдержав ударов судьбы, он возвращается
в деревню. Александру нужна родная
почва, чтобы обрести душевное равновесие,
веру в себя и свои силы. Но после
петербургской жизни он не может принять
патриархальности деревни. Он пока "висит
в воздухе”. Он в городе не прижился и
от деревни уже "отбился”.
Единственным
близким ему существом является тетка,
жена Петра Ивановича. Лизавета
Александровна понимает романтические
устремления Александра, она жалеет и
утешает его, оставленного возлюбленной.
Они родственные души, не сумевшие
приспособиться в этом жестком мире.
Во
второй приезд в Петербург Александр
уже другой человек, он утратил иллюзии,
хочет добиться "фортуны и карьеры”;
любовь его теперь мало привлекает, если
у невесты нет солидного приданого. Он
изменился "в корне”: потолстел, стал
степенным, но главное — у него "ожирела
душа”. Он оказался прекрасным учеником
Петра Ивановича, даже дядю обошел в
цинизме. Александр удивлен, что дядя
пожертвовал карьерой из-за здоровья
жены. Александр теперь ни о чем не
мечтает, он строит свою жизнь на трезвом
расчете, любовь там хороша, где деньги
есть — такова его психология. Лизавета
Александровна грустит по прежнему
"романтичному и доброму Александру”,
а он утверждает: "Я иду наравне с веком:
нельзя же отставать...”
Вот
теперь дядя им доволен, он видит кровную
связь между собой и племянником. Александр
добьется всего, чего хотел, а может быть,
и большего... Но почему так грустно автору
и читателям? Если это "обыкновенная
история”, то становится еще грустнее
от ее типичности. Значит, не один
Александр, а до него Петр Адуев, после
него сотни молодых людей в угоду "фортуне
и карьере” задушат в себе лучшие чувства,
станут прагматиками, карьеристами,
думающими только о личной пользе. Как
скучна и горька такая перспектива
автору! Он выступает против такой
будущности. И его роман "Обыкновенная
история” — страстное предостережение
всем: и современникам, и потомкам. Не в
этом ли кроется неослабеваемый интерес
к произведению И. А. Гончарова?