Главный герой романа И. Гончарова «Обыкновенная история»
Главный герой романа И. Гончарова «Обыкновенная история»
Произведения Ивана Александровича
Гончарова отличают ясность и неторопливость
повествования, мягкая, едва уловимая
ирония автора и его интерес к повседневной
бытовой жизни помещиков, которая показана
вне социально-политических конфликтов,
— писатель исследует нравственно-бытовые
противоречия. При этом мы не чувствуем
авторской оценки изображаемого. Медленно
текущая повседневная жизнь героев как
бы говорит сама за себя. В характерах
людей писатель особенно ценил трезвость
мысли и стремление к практической
деятельности, основанной на опыте и
реальных знаниях, отвергая всякую
мечтательность, в том числе романтику.
В романе "Обыкновенная история”
писатель развенчивает восторженного
романтика Александра Адуева, молодого
человека, приехавшего в Петербург "людей
посмотреть и себя показать”. Александр
избалован и изнежен матерью и
многочисленными няньками, ему невдомек,
что в мире "взрослых” следует сдерживать
эмоции, чтобы не выглядеть смешным. У
Александра "масса прожектов”, но дядя
предлагает этой "бумагой” обклеить
что-либо в доме. Племянника он устраивает
в департамент на должность переписчика:
ведь Александр знает французский,
немецкий и немного английский языки —
в этом дядя видит больше прока, чем в
бесплодных мечтаниях. Петр Иваныч
поставляет Александру сельскохозяйственные
статьи для перевода. Адуев-младший очень
недоволен своей работой — разве об этом
он мечтал? Дядя же в восторге: "Не прошло
месяца, а уж со всех сторон так на тебя
и льется. Там тысяча рублей, да редактор
обещал сто рублей в месяц за четыре
печатные листа: это ведь две тысячи
двести рублей! Нет! Я не так начал!..
Напиши же к матери, что ты
пристроен”. Александр
уже перестал бросаться дядюшке на шею,
теперь пришла к нему "неземная любовь”
в образе Наденьки Любецкой. Но Александр
терпит неудачу. Горячо обожаемая Наденька
предпочитает титул и деньги графа
Новинского страстному чувству Адуева.
Убитый горем племянник ищет утешения
у Петра Иваныча, которому трудно понять
печали Адуева-младшего. Адуев-старший
дает хороший урок Александру: "Не надо
было грубиянить, избегать его (соперника)
и делать ему гримасы, а напротив, отвечать
на его любезность вдвое, втрое, вдесятеро...
Наденьку... не раздражать упреками,
снисходить к ее капризам, показывать
вид, что не замечаешь ничего... Не надо
было допускать их сближения до
короткости... а между тем тихомолком
вызывать в глазах ее соперника на бой...
открывать и поражать слабые стороны
соперника так; как будто нечаянно, без
умысла, с добродушием... даже с сожалением...
показать, что новый герой... так себе...
— вот настоящая дуэль в нашем веке! Да
где тебе!” Но Александру противны все
эти "презренные хитрости”. Много
воды утекло, Адуев-младший совершил
несколько поступков, которые явно не
входили в прежний его "кодекс чести”,
и, не выдержав испытание настоящей, а
не выдуманной жизнью, герой возвращается
в деревню. Во второй
приезд в Петербург Александр отправляется,
видимо, потому, что понимает: "...человеку,
вообще везде, а здесь в особенности,
надо работать, и много работать, даже
до боли в пояснице... цветов желтых нет,
есть чины, деньги: это гораздо лучше!”
Он "переродился”, стал опытнее, "завел”
богатую невесту — уже не важно, любит
или нет она его и он ее. Более того,
Александр осуждает дядю, бросающего
карьеру и дело, ради здоровья любимой
жены уезжающего в Италию. Племянник
превзошел дядю. Почему романтический
герой встал крепко на ноги, увидя опору
в деньгах, а практичный бросает все ради
жены, чтобы продлить ее жизнь. Что думает
автор? Он молчит! Ожидая нашего собственного
решения. Его право было талантливо
показать жизнь, он это сделал, а как
быть, каждый решает самостоятельно.