«Ни одна наука не нуждается
в эксперименте в такой степени, как
химия. Ее основные законы, теории и
выводы опираются на факты. Поэтому
постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и
химические свойства концентрированной
серной кислоты.
Задачи:
Повторить и обобщить сведения
о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся
о свойствах кислот на примере серной
кислоты.
Продолжить совершенствовать умения
учащихся работать с лабораторным
оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в
условиях личного контроля с использованием
различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы
с опорным конспектом, умений анализировать
химический текст, предвидеть результаты
химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся
ответственного отношения к выполнению
заданий, подготовке своего рабочего
места, развивать умения правильно
обобщать данные и делать выводы, а также
бережного относиться к имуществу школы
и учебным пособиям.
4. При взаимодействии оксида серы (VI)
с водой образуется ________.
5. Степень окисления серы в серной
кислоте ______.
6. По содержанию кислорода в составе
кислотного остатка серная кислота
является __________кислотой.
7. Раствор серной кислоты относится
к ___________электролитам.
8. Серная кислота по агрегатному
состоянию ______________.
Количество баллов: _______
2. УЭ–1 Особенности свойств
концентрированной серной кислоты.
Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться со свойствами
концентрированной серной кислоты.
Научиться составлять уравнения
химических реакций с участием серной
кислоты.
Вспомните, какие физические
свойства характерны для серной
кислоты.
Серная кислота
Слайд 6.
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость,
не имеющая цвета, смешивается с водой
в любых соотношениях. Растворение –
процесс экзотермический.
H2SO4
(конц.) + nH2O
= H2SO4 ·
nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4
(конц.) кислоту наливают в воду,
непрерывно перемешивая.
Слайд 7.
H2SO4 (конц.)
активно поглощает воду из воздуха,
отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11
= 12C + 11H2O
Слайд 8.
Концентрированная серная кислота
обугливает органические вещества –
сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить
уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Вспомните, какие химические
свойства характерны для раствора
серной кислоты (см. учебник и рабочую
тетрадь). Самостоятельно впишите
формулы в блок данного модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 9.
Разбавленная серная кислота окисляет
только металлы, стоящие в ряду
активности левее водорода, за счет
ионов H+ , например:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
Серная кислота взаимодействует:
1). С оксидами различных металлов:
CuO + H2SO4 = CuSO4
+ H2O
2). С основаниями:
2NaOH + H2SO4= Na2SO4+
Н2О
3). С солями:
K2CO3
+ H2SO4= K2SO4+
Н2О + CO2
Концентрированная серная кислота
является сильным окислителем, особенно
при нагревании. При этом могут
образовываться различные продукты
восстановления серной кислоты (S,
H2S, SO2).
При взаимодействии
концентрированной серной кислоты с
различными металлами, как правило,
происходит ее восстановление до SO2.
На холоду H2SO4(конц.)
пассивирует некоторые металлы.
Например, алюминий, железо, хром.
Fe + H2SO4(конц.)
≠ (на холоду)
Качественная реакция на серную кислоту
и растворимые сульфаты – образование
молочного белого осадка сульфата
бария, нерастворимого в кислотах и
щелочах:
ВаCl2+ H2SO4= ВаSO4 + 2HCl
3. УЭ–2 Химические свойства
концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания
на практике.
Инструктаж для учащихся
Работайте аккуратно и
внимательно. Не забывайте о правилах
техники безопасности.
При работе используйте
Приложение 1 и материал блока УЭ -1.
В конце урока сдайте модуль
УЭ-2 учителю.
Постановка проблемных
вопросов.
Обобщающая работа со всеми
блоками.
Задание
Выполните химические превращения,
составьте соответствующие уравнения
реакций. Сделайте вывод о свойствах
серной кислоты.
Слайд 10.
Опыт № 1.
Реактивы на столах: концентрированная
серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4.
Для этого в пробирку с водой добавьте
с помощью пипетки несколько капель
концентрированной серной кислоты.
Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11.
Опыт 2.
Реактивы на столах: концентрированная
серная кислота, лучинка, сахарный
песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.)
лучинку, в другую пробирку с кислотой
насыпьте немного сахарного песка.
Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях
взаимодействия H2SO4(конц.)
с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия
H2SO4(конц.)
с сахаром.
Слайд 12.
Опыт 3.
Реактивы на столах: раствор серной
кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку
с H2SO4
магниевую стружку, в другую пробирку
с кислотой поместите медную стружку.
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии
раствора серной кислоты с металлами.
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13.
Опыт 4.
Реактивы на столах: концентрированная
серная кислота, медная стружка.
Поместите в пробирку с H2SO4(
конц.) медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии
концентрированной серной кислоты с
металлами.