Год выпуска: 2005
Издательство:
ИНФРА-М
ISBN: 5-16-002017-9
Формат: DJVU
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 685
Язык: русский
Настоящий учебник
охватывает стандартную проблематику
курса микроэкономики промежуточного
уровня и содержит дополнения продвинутого
уровня по некоторым темам. Это позволяет
использовать его в ходе преподавания
учебных курсов разной продолжительности,
преимущественно в бакалавриате, а также
и в магистратуре. Учебник разработан в
комплекте с сопровождающим учебным
пособием типа study guide, включающим комплекс
тренировочных и развивающих заданий
(упражнений, тестов и задач) по всем
главам. Задания учебного пособия нацелены
не только на выработку «технических»
навыков по решению задач и нахождению
правильных ответов к тестам множественного
выбора, т.е. на контроль усвоения
студентами определений, понятий,
предпосылок и следствий микроэкономических
моделей, но и на развитие у студентов
способности применять аналитический
аппарат микроэкономики к анализу
конкретных ситуаций. Для этого включено
большое число аналитических вопросов
открытого типа. По этой же причине многие
задания учебного пособия ориентированы
на анализ экономических последствий
мер государственного регулирования.
При
написании настоящего учебника и
сопровождающего его пособия авторы
опирались как на углубленное изучение
обширного фонда мировой учебно-методической
литературы по проблематике микроэкономики
промежуточного и продвинутого уровней
и опыта преподавания курса микроэкономики
промежуточного уровня в известных
европейских университетах, так и на
собственные теоретические и методические
разработки. Авторы выражают искреннюю
благодарность профессору Университета
города Лондона и Лондонской школы
экономики, автору учебника "Economics. An
Analytical Introduction" Амосу Витцуму за
консультации в ходе работы над проектом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................................................5
Раздел I
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И РЫНОЧНЫЙ СПРОС...................................29
Глава 1
ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ.............31
1.1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ....................................................................31
1.1.1. Принцип рациональности....................................31
1.1.1.1. Два критерия рациональности, их соотношение...........31
1.1.1.2. Всегда ли потребитель рационален?............................32
1.1.2. Другие общие предпосылки анализа поведения потребителей.............................................................34
1.2. АКСИОМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА......................35
1.2.1. Свойства потребительских наборов......................35
1.2.2. Аксиомы сравнимости, транзитивности, рефлексивности и их следствия....................................36
1.2.2.1. Аксиома сравнимости.................................................36"
1.2.2.2. Аксиома транзитивности............................................37
1.2.2.3. Аксиома рефлексивности...........................................38
1.2.3. Аксиома ненасыщения и ее следствия...................39
1.2.4. Аксиомы непрерывности и строгой выпуклости множеств безразличия к началу координат.
Следствия из них.......................................................42
1.2.4.1. Аксиома непрерывности.............................................42
1.2.4.2. Аксиома строгой выпуклости множеств безразличия
к началу координат................................................................42
1.3. ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ
В АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ......................46
1.3.1. Ординалистский и кардиналистский подходы
к анализу предпочтений.............................................46
1.3.1.1. Кардиналистский подход и кривые безразличия..........46
1.3.1.2. Утверждение ординалистского подхода.......................49
1.3.2. Свойства предпочтений как свойства функции полезности................................................................51
1.3.3. Виды функции полезности и свойства карт безразличия..............................................................52
1.3.3.1. Гомотетичные предпочтения.......................................52
1.3.3.1.1. Предпочтения Кобба-Дугласа......................................53
1.3.3.1.2. Совершенные субституты...........................................53
1.3.3.1.3. Совершенные комплементы..........................................55
1.3.3.2. Квазилинейные предпочтения.....................................55
1.3.4. Предпочтения в отношении блага и антиблага.......56
\ 1.4. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ............................................58
1.4.1. Бюджетное ограничение при денежной
форме дохода............................................................58
1.4.1.1. Графическое представление и алгебраическое описание...............................................................................58
1.4.1.2. Влияние изменений дохода и цен................................61
1.4.2. Бюджетное ограничение при натуральной
форме дохода ................... .........................................63
1.4.2.1. Графическое представление и алгебраическое описание...............................................................................63
1.4.2.2. Влияние на бюджетное ограничение изменения структуры дохода натурой и изменения иен товаров.................64
1.5. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ.........................................................66
1.5.1. Внутренний оптимум потребителя....................... 66
1.5.1.1. Экономический смысл...............................................66
1.5.1.2. Пример алгебраического решения: нахождение оптимума потребителя с предпочтениями Кобба-Дугласа........67
1.5.2. Краевой оптимум потребителя.............................68
1.5.2.1. Экономический смысл...............................................68
1.5.2.2. Некоторые примеры...................................................69
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 1. Экономическая интепретация
множителя Лагранжа в теории поведения потребителей.....70
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................72
Глава 2
ВЫВЕДЕНИЕ ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА
НА ОСНОВЕ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ....................73
2.1. ВИД И СВОЙСТВА ФУНКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА.................................................................................. 73
2.2. ПОСТРОЕНИЕ КРИВЫХ «ДОХОД - ПОТРЕБЛЕНИЕ» И КРИВЫХ ЭНГЕЛЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ.....................................................74
2.2.1. Кривые «доход — потребление» и типология экономических благ: нормальные товары и товары низшей категории ......................................................75
2.2.2. Кривые « доход — потребление»
и кривые Энгеля для нормальных товаров........ ..............76
2.2.2.1. Случай гомотетичных предпочтений............................77
2.2.2.2. Кривые Энгеля для необходимых благ
и предметов роскоши.............................................................78
2.2.3. Кривые «доход — потребление»
и кривые Энгеля для товаров низшей категории.............79
2.2.4. Кривые расходов Энгеля для разных типов экономических благ....................................................80
2.3. ПОСТРОЕНИЕ КРИВЫХ «ЦЕНА - ПОТРЕБЛЕНИЕ» И КРИВЫХ СПРОСА ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ.....................................................82
2.3.1. Построение кривой «цена — потребление»
и кривой спроса для обычных товаров......... .................82
2.3.2. Построение кривой «цена — потребление»
и кривой спроса для товара Гиффена ............................84
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.................................................85
Глава 3
ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.........87
3.1. ЭФФЕКТЫ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ ПО СЛУЦКОМУ .... 87
3.2. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО......................................................90
3.3. ЭФФЕКТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ И ДОХОДА ПО ХИКСУ............91
3.4. КОМПЕНСИРОВАННЫЙ СПРОС.........................................93
3.5. ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ЭФФЕКТЫ...............................................94
3.6. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО С УЧЕТОМ НАЧАЛЬНОГО ЗАПАСА..................................................................................W
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...............................................Ю4
Глава 4
ВЫГОДА ПОТРЕБИТЕЛЯ...........................................W5
4.1. МАРШАЛЛИАНСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ИЗБЫТОК.............................................................................105
4.2. КОМПЕНСИРУЮЩАЯ ВАРИАЦИЯ ДОХОДА...................107
4.3. ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ВАРИАЦИЯ ДОХОДА.........................108
4.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ
МЕРАМИ ВЫГОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ...................................
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...............................................ИЗ
Глава 5
КОНЦЕПЦИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ.......................................................114
5.1. ИДЕЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ...........................114
5.2. АКСИОМАТИКА КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ .................................................................1"
ЪЪ РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА......................116
5.4. ФОРМАЛИЗЛЦ11Я KOI ЩЕ11ЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ................................................................120
5.5. АНАЛИЗ ИНДЕКСОВ ДОХОДА И ЦЕН..............................121
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................124
Глава 6
РЫНОЧНЫЙ СПРОС..................................................126
6.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ и РЫНОЧНЫЙ СПРОС...................126
6.2. ПРЯМАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ.................127
6.3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ............................135
6.4. УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО В КОЭФФИЦИЕНТАХ ЭЛАСТИЧНОСТИ.................................................................136
6.5. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
ПО ЦЕНЕ..............................................................................138
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................140
Глава 7
ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ТЕОРИИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА...............................142
7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ................................................142
7.2. НЕЯВНАЯ (КОСВЕННАЯ) ФУНКЦИЯ
ПОЛЕЗНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА........................................143
7.2.1. Определение косвенной функции
полезности .............................................................. 143
7.2.2. Некоторые свойства косвенной функции полезности ..............................................................144
7.2.3. Применимость косвенной функции
полезности ..............................................................145
7.3. ФУНКЦИЯ РАСХОДОВ И ЕЕ СВОЙСТВА..........................147
7.3.1. Определение функции расходов........................ 147
7.3.2. Некоторые свойства функции расходов.............. 147
7.3.3. Лемма Шепарда и свойства функций компенсированного спроса ........................................
7.3.4. Кривые компенсированного спроса
и их взаимосвязь с кривыми некомпенсированного
...............151
спроса .....................................................................
7.4. ДВОЙСТВЕННОСТЬ, ВАЖНЫЕ ТОЖДЕСТВА
И УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО.................................................1>*
ТАЛ. Двойственность и некоторые важные
... 153
тождества.................................................................
7.4.2. Тождество Роя и его выведение......................... 154
7.4.3. Выведение уравнения Слуцкого.........................155
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................155
Раздел II
ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗДЕРЖЕК, ПРИБЫЛИ
И РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ..................157
Глава 8
ПРОИЗВОДСТВО........................................................159
8.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ....................................159
8.2. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ......................................................................lbZ
8.3. ЭФФЕКТ МАСШТАБА.........................................................^
8.4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС................................................I72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ГЛАВЕ 8.
Производственная функция Кобба-Дугласа.....................176
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К ГЛАВЕ 8.
MRTS при неизменной отдаче от масштаба.......................179
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................181
Глава 9
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА..................................182
9.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК..............................................182
9.2. МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК...........................................184
9.2.1. Принцип минимизации издержек...................... 184
9.2.2. Траектория расширения производства
и условный спрос на ресурсы..................................... 189
9.2.3. Концепция выявленной минимизации
издержек................................................................ 192
9.3. ИЗДЕРЖКИ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ..........................193
9.4. ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ...................197
9.5. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КРИВЫМИ КРАТКОСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ИЗДЕРЖЕК.....202
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 9. Невозвратные издержки.............206
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................207
Глава 10
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ......................................208
10.1. ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА..............................................208
10.2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ...........................................209
10.2.1. Максимизация прибыли и спрос
на ресурсы..............................................................209
10.2.2. Концепция выявленной максимизации
прибыли ..................................................................211
10.2.3. Максимизация прибыли и определение
объема выпуска фирмой.............................................213
10.3. КРИВАЯ КРАТКОСРОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ.................................................216
10.4. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В КОРОТКОМ
ПЕРИОДЕ..............................................................................217
10.5. КРИВАЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ.....219
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10. Квазипостоянные издержки
и кривая краткосрочного предложения фирмы..................220
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................221
Глава 11
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ.......222
11.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ
В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ.....................................................222
11.1.1. Выведение кривой предложения отрасли
при неизменных ценах факторов и технологиях ...........222
11.1.2. Выведение кривой предложения отрасли
при изменении цен факторов в коротком периоде.........225
11.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ
В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ................................................227
11.2.1. Долгосрочное равновесие отрасли: процесс установления и условия.............................................227
11.2.2. Долгосрочное предложение отраслей с неизменными, растущими и убывающими издержками.............................................................229
11.2.3. Долгосрочное предложение отрасли при различной эффективности действующих
и вступающих в нее фирм..........................................233
11.2.4. Излишек производителя в длительном периоде
и экономическая рента..............................................
11.3. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ................239
11.4. СРАВНИТЕЛЬНО-СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ОТРАСЛИ ...................242
11.4.1. Сдвиги кривой спроса.....................................242
11.4.2. Сдвиги кривой долгосрочного предложения отрасли...................................................................243
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................245
Глава 12
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ
ФИРМ, ИМЕЮЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ЦЕЛИ..........................................................................247
12.1. КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА, МАКСИМИЗИРУЮЩАЯ
валовой доход..............................................................249
12.1.1. Предложение в коротком периоде.....................249
12.1.2. Предложение в длительном периоде................. 251
12.2. КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА, УПРАВЛЯЕМАЯ ТРУДОМ.....252
12.2.1. Выбор в коротком периоде.............................. 253
12.2.2. Предложение в коротком периоде....................255
12.2.3. Предложение в длительном периоде.................259
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................262
Раздел III
РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ...........................263
Глава 13
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ эффективность:
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ.................265
13.1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК РЫНОЧНАЯ
структура..........................................................................265
13.1.1. Понятие рыночной структуры и ее ключевые признаки.................................................................265
13.1.2. Особенности рыночной структуры совершенной конкуренции ........................................266
13.2. ЕДИНСТВЕННОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ...........................................268
13.3. ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭЛАСТИЧНОСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФУНКЦИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВБЛИЗИ ТОЧКИ РАВНОВЕСИЯ И ^ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ СДВИГА КРИВЫХ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...............................271
13.3.1. Определение вида функций спроса
и предложения..........................................................271
13.3.2. Прогнозирование изменений равновесной цены под воздействием факторов сдвига кривых
спроса и предложения............................................... 273
13.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ....................................274
13.5. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЙ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ НА ПАРАМЕТРЫ ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ РЫНОЧНЫХ АГЕНТОВ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ (С ПОЗИЦИИ ЧАСТИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ)...........................................281
13.5.1. Воздействие потоварных налогов..................... 281
13.5.1.1. Воздействие потоварных налогов на параметры равновесия отрасли совершенной конкуренции......................281
13.5.1.2. Распределение налогового бремени в зависимости
от ценовой эластичности спроса и предложения....................283
13.5.1.3. Потери от налогообложения...................................285
13.5.2. Воздействие потоварных субсидий...................286
13.5.3. Воздействие импортных пошлин......................288
13.5.4. Воздействие ценового регулирования
(случай установления максимальных цен) ...................289
13.5.5. Регулирующее вмешательство на рынках совершенной конкуренции и эффективность................ 291
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................292
Глава 14
МОНОПОЛИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ...................294
14.1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
монополии.....................................................................294
14.1.1. Ключевые признаки монополии как рыночной структуры...............................................................294
14.1.2. Виды барьеров вхождения..............................294
14.2. ВЫБОР МОНОПОЛИСТА, МАКСИМИЗИРУЮЩЕГО ПРИБЫЛЬ............................................................................296
14.2.1. Условия максимизации прибыли
для монополиста.......................................................296
14.2.2. Монопольная власть и ее измерение.................297
14.2.3. Выбор в коротком периоде .............................299
14.2.4. Предложение монополиста.............................300
14.2.5. Выбор в длительном периоде..........................302
14.2.6. Монополист с несколькими заводами...............303
14.2.6.1. Графическая интерпретация модели........................303
14.2.6.2. Алгебраическая формализация модели....................305
14.3. МОНОПОЛИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . 306
14.3.1. Социальные издержки монополизации.............306
14.3.2. Влияние налогообложения..............................308
14.3.3. Монополия и контроль над ценами................... 310
14.3.4. Регулирование монополии посредством импортных квот........................................................312
14.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ................................................................313
14.4.1. Понятие естественной монополии
и условия ее возникновения........................................313
14.4.2. Дилемма регулирования естественной монополии и некоторые подходы к ее разрешению........317
14.4.2.1. Регулирование нормы доходности и эффект
Аверча—Джонсона...............................................................318
14.4.2.2. Ценообразование по Рэмси.....................................320
14.5. МОНОПОЛИСТ, МАКСИМИЗИРУЮЩИЙ валовой доход...............................................................322
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................325
Глава 15
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................326
15.1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ..........................................326
15.1.1. Условия осуществления и цели ценовой дискриминации........................................................326
15.1.2. Ценовая дискриминация первой степени........... 327
15.1.3. Ценовая дискриминация третьей степени ..........330
15.1.4. Ценовая дискриминация второй степени........... 333
15.2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО СХЕМЕ
ДВОЙНОГО ТАРИФА...........................................................
15.3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ
«ИЗДЕРЖКИ ПЛЮС»..........................................................*ю
15.4. ПРОДАЖА ТОВАРОВ НАБОРАМИ И СВЯЗАННЫЕ ПРОДАЖИ............................................................................341
15.4.1. Продажа товаров наборами............................. 341
15.4.1.1. Чистые продажи наборами.....................................342
15.4.1.2. Смешанные продажи наборами...............................343
15.4.2. Связанные продажи ......................................343
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 15. Ценовая дискриминация
третьей степени с возрастающими предельными
144
издержками.....................................................................
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ................................................346
Глава 16
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.............347
16.1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ.............................................................................З47
16.2. МОДЕЛЬ Э.ЧЕМБЕРЛИНА ДЛЯ БОЛЬШОГО
ЧИСЛА ФИРМ.......................................................................348
16.2.1. Предпосылки модели и две кривые спроса у фирмы .................................................................
16.2.2. Равновесие фирмы в длительном периоде: процесс установления и условия ..................................35 j
16.2.3. Проблема эффективности отрасли монополистической конкуренции в модели
Чемберлина............................................. ЪЪЪ
\Ь.Ъ. ПРОСТАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.....................355
16.4. МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА.....................................357
16.4.1. Линейная модель..................................... 35g
16.4.2. Модель города на окружности ........................360
16.4.2.1. Краткосрочное равновесие......................................361
16.4.2.2. Долгосрочное равновесие.......................................363
16.4.2.3. Проблема эффективности отрасли
монополистической конкуренции в адресных моделях............366
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..............................................367
Глава 17
олигополия...................................................... 368
17.1. ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ
структуры....................................................................... 363
17.1.1. Понятие олигополии. Возможные подходы
к классификации моделей олигополии .........................368
17.1.2. Предположительные вариации как основа моделей олигополии......................................... ЪЬ*)
17.2. ОЛИГОПОЛИЯ С ЗАКРЫТЫМ ВХОДОМ ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ВЫПУСК КАК СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ПЕРЕМЕННУЮ................................372
17.2.1. Модель Курно ..................................... 372
17.2.1.1. Построение модели олигополии Курно на основе изопрофит и функций реакции..............................................373
17.2.1.1.1. Алгебраическая формализация.......................... jyj
17.2.1.1.2. Графический анализ поведения дуополистов по Курно.....377
П.2.1.2. Построение модели Курно на основе функции остаточного спроса.............................................. 332
17.2.1.3. Дилемма олигополии: дуополия Курно и игра
с доминантными стратегиями...............................................385
17.2.2. Модель олигополии Стэкльберга
(Штакельберга)....................................................... 388
17.2.2.1. Графическая интерпретация модели дуополии Стэкльберга........................................................................388
17.2.2.2. Алгебраическая формализация модели Стэкльберга........................................................................390
17.3. ОЛИГОПОЛИЯ С ЗАКРЫТЫМ ВХОДОМ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЦЕНУ
КАК СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ПЕРЕМЕННУЮ........................391
17.3.1. Модель Бертрана........................................... 391
17.3.1.1. Простой графический анализ поведения дуополистов по Бертрану......................................................392
17.3.1.2. Построение модели олигополии Бертрана
на основе изопрофит и функций реакции...............................393
/ 7.3.1.2.1. Алгебраическая формализация....................................393
17.3.1.2.2. Графический анализ на основе изопрофит и кривых реакции.....................................................................................394
17.3.2. Модель ценового лидерства доминирующей фирмы в конкурентном окружении
(с-закрытым входом)................................................397
17.3.2.1. Предпосылки модели и их следствия.......................397
17.3.2.2. Графический анализ поведения доминирующей фирмы в конкурентном окружении........................................398
17.4. КАРТЕЛЬ. МОДЕЛИ ОДНОКРАТНОГО
И ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..................400
17.4.1. Картель, максимизирующий прибыль отрасли (однопериодовая модель)..........................................401
17.4.1.1. Графическая интерпретация модели........................401
17.4.1.2. Алгебраическая формализация модели....................402
17.4.2. Картель как модель повторяющегося взаимодействия олигополистов. Стратегия наказания ... 403
17.4.2.1. Общие черты моделей повторяющегося взаимодействия...................................................................403
17.4.2.2. Картель и стратегия «курка»...................................405
17.5. ОЛИГОПОЛИЯ С ОТКРЫТЫМ ВХОДОМ..........................407
17.5.1. Модель лимитирующего выпуска .....................407
17.5.1.1. Предпосылки модели.............................................408
17.5.1.2. Стимул к вхождению и условие невхождения...........408
17.5.1.3. Выбор отраслевого выпуска как стратегическое решение..............................................................................410 var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }