И. А. Гончаров — писатель,
который как никто другой понял и принял
изменения, произошедшие с Россией, когда
в ее размеренный патриархальный уклад
стали просачиваться западные веяния.
Он очень много путешествовал, поэтому
был знаком с культурами различных
народов и относился к ним более чем
благожелательно. Автор "Обыкновенной
истории” сознавал, что в России постепенно
разрушается существующий строй и ему
на смену приходит новый этап развития,
более рациональный и предприимчивый.
В
романе "Обыкновенная история” Петербург
показан как деловой и административно-промышленный
центр, который противостоит застывшей
в бездеятельности деревне. В ней время
отмечается завтраком, обедом и ужином,
а благосостояние — запасами продовольствия.
В Петербурге же весь день расписан по
часам: служба, вечерние развлечения,
состоящие из визитов или игры в карты.
Гончаров сумел понять, что российские
город и деревня — это два таких разных,
но в то же время взаимосвязанных мира.
Главный герой Александр Адуев, переезжая
из деревни в город, переходит из одного
мира в другой, и новая система отношений
оказывается для него совершенно
незнакомой.
В своем
имении Адуев был помещиком, "молодым
барином”, фигурой значимой и выдающейся.
И такая жизнь внушает молодому и красивому
юноше, что он исключительный и неповторимый.
Эта его романтическая неопытность,
преувеличенное себялюбие, граничащее
с эгоизмом, вера в свою избранность
терпит крушение на фоне европеизированного
петербургского уклада жизни.
Другое
главное действующее лицо — Петр Адуев
— дядя Александра. Гончарову в своем
романе очень важно было показать в его
образе совмещение обычного
чиновника-бюрократа и предпринимателя.
В то время это было очень редкое явление,
но именно в этом автор видел возможность
передать истинную суть Петербурга и
его историческое значение. Стоит
отметить, что Гончаров вовсе не
идеализировал современный ему путь
развития России и русского общества в
частности. Тем самым он не выражал
симпатии к герою, представлявшему это
самое общество. Но все же в романе
чувствуется необходимость именно такой
позиции героя.
Называя
свой роман "Обыкновенной историей”,
Гончаров с некоторой долей иронии и
грусти констатировал тот факт, что любой
человек, в начале признающий лишь свою
исключительность, в корне меняется под
воздействием существующих на данный
момент факторов. Адуев-дядя, сам
приобщившийся к современным требованиям,
объясняет племяннику "правила игры”,
без соблюдения которых просто невозможно
добиться какого бы то ни было успеха в
Петербурге. Сначала Александр
сопротивляется, но постепенно вынужден
согласиться, что индивидуальность
никого не интересует, что нужно быть,
как все, и это — веление нового для
России времени.
Впоследствии
Александр теряет лучшие свои душевные
качества: простодушие, свежесть
восприятия, искренность, но взамен этого
добивается карьерного роста, перемещения
в высшие слои общества, расширения
жизненного опыта. Герой Гончарова со
временем преодолевает то романтическое
начало, которое присутствовало в его
душе, и приобщается к реальной жизни,
которая оказалась довольно суровой.
История Александра — это своего рода
отражение изменений, произошедших и с
русским обществом. , И. А. Гончаров очень
точно отметил прогрессивное значение
для России таких людей, как Адуев-дядюшка.
Он честен и тверд, любит заниматься
своим делом и говорит о себе и о людях
своего типа так: "Мы принадлежим
обществу... которое нуждается в нас”.
Писатель показал в романе ломку старых
отношений и понятий, появление новых
характеров, сознание необходимости
дела, труда и знаний. Этот роман заставил
читателей задуматься над многими
вопросами, в том числе и нравственными,
поставленными русской действительностью
того времени. В. Г. Белинский, подчеркивая
жизненную верность содержания
"Обыкновенной истории”, назвал роман
"одним из замечательных произведений
русской литературы”.