И. А. Гончаров, на мой взгляд,
является писателем, который быстрее
других понял изменения русской жизни,
связанные с проникновением в старый
патриархальный уклад западных буржуазных
веяний. Писатель много путешествовал,
а потому очень хорошо узнавал приметы
капиталистического общества, которые
появлялись в современной ему России.
Автор "Обыкновенной истории” сознавал,
что разрушение феодального уклада
является закономерным следствием всего
послепетровского периода развития
русской истории, что деловитость,
предприимчивость отозвались в России,
с одной стороны, развитием промышленности
и торговли, науки и рационализма, с
другой — гипертрофией бюрократической
администрации, тенденцией к "выравниванию”
личностей, к маскировке их единообразием
мундиров.
Деловой и
деятельный административно-промышленный
Петербург в романе "Обыкновенная
история” противостоит застывшей в
феодальной неподвижности деревне. В
деревне время помещиков отмечается
завтраком, обедом и ужином, сезоны —
полевыми работами, благосостояние —
запасами продовольствия. В Петербурге
весь день размечен по часам, и каждому
часу соответствуют свои труды: занятия
на службе, на фабрике или вечерние
"обязательные” развлечения: театр,
визиты, игра в карты. И. А. Гончаров сумел
понять, что Петербург и провинция, а в
особенности деревня, — это две
социально-культурные системы, два
органически целостных мира и в то же
время две исторические стадии состояния
общества. Переезжая из деревни в город,
Александр Адуев переходит из одной
социальной ситуации в другую, и само
значение его личности в новой системе
отношений оказывается неожиданно и
разительно новым для него. В своем
имении, в своих деревнях Адуев — помещик,
"молодой барин” — независимо от своих
личных качеств фигура не только значимая,
выдающаяся, но уникальная, единственная.
Жизнь в этой сфере внушает красивому,
образованному, способному юному Дворянину
мысль, что он "первый в мире”, избранник.
Присущие молодости и неопытности
романтическое самосознание, преувеличенное
чувство личности, веру в свою избранность
Гончаров связал с феодальным укладом,
с русским крепостническим провинциальным
бытом. Именно разоблачение романтизма
особенно высоко ценил в "Обыкновенной
истории” Белинский: "А какую пользу
принесет она обществу!
Какой
она страшный удар романтизму,
мечтательности, сентиментальности,
провинциализму!”
Точно
в "маленьком зеркале”, в первом романе
И. А. Гончарова нашла свое отражение
"историческая ломка” — переход от
феодального общества с его
патриархально-семейным бытом и
соответствующими идеалами к буржуазному
укладу. Крепостная деревня, барское
поместье рисуются как идеальное в своей
неподвижности, раз навсегда отлившееся
воплощение феодальных отношений.
Петербург — как образ нового,
европеизированного, но по своим формам
характерного для русской государственности
буржуазного общества.
И.
А. Гончарову очень важно было нарисовать
в образе Петра Адуева подобное, хоть
еще тогда и редкое, совмещение чиновничьей
карьеры и капиталистического
предпринимательства. В этом он видел
возможность лаконично и выразительно
передать суть Петербурга, его историческое
значение в социальном и политическом
прогрессе. И. А. Гончаров не был склонен
к идеализации современного пути развития
русского общества, а тем самым и героя,
представляющего это развитие. Авторская
симпатия в романе заменена другим:
исторической и социальной закономерностью,
необходимостью позиции героя. Называя
свой роман "Обыкновенной историей”,
И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и
грустью констатировал, что приобщение
человека, претендовавшего в начале
своей жизни на исключительность, к
современному стереотипу исторически
и социально предопределено. Приобщившийся
к требованиям "века” Адуев-дядя
объясняет провинциальному племяннику
"условия игры”, без соблюдения которых
невозможен жизненный успех. Бурно
сопротивляясь советам и требованиям
дяди, Александр вынужден в конечном
счете следовать им, ибо в мнениях дяди
нет ничего индивидуального — это веления
времени. Потеря героем "Обыкновенной
истории” многих неоценимых душевных
качеств — простодушия, искренности,
свежести чувства — сопровождается его
ростом, прогрессом, перемещением в
высшие слои общества и не просто
карьерным, но и умственным усовершенствованием,
закалкой воли, расширением опыта,
подлинным, а не мнимым повышением его
социальной ценности.
Особенность
формирования героя И. А. Гончарова
состоит в преодолении романтического
идеала, приобщении к суровой деловой
жизни. История героя оказывается
отражением исторически необходимых
изменений общества. Рационализм,
утилитаризм, уважение к труду, стремление
к успеху, чувство долга по отношению к
делу, избранному в качестве профессии,
самодисциплина и организованность,
подчинение рассудку, а мысли — конкретным
и ближайшим целям, чаще всего интересам
службы или другой трудовой деятельности,
— таков идейный, нравственный и бытовой
комплекс, характеризующий типическую
личность петербургского периода, а
также уклад жизни и нравы Петербурга,
наиболее "современного” и европеизированного
города России середины XIX в. Подвергая
каждый поступок, каждое желание и каждую
декларацию племянника суду логики,
проверке житейской практикой и критерием
пользы, Адуев-старший проявляет
нетерпимость к фразе и постоянно
рассматривает слова и поступки Александра
на фоне опыта других людей. Он приравнивает
его ко всем и как бы приглашает принять
участие в соревновании между множеством
ему подобных жителей Петербурга. Даже
от искусства он требует высокой
профессиональности и не понимает
дилетантизма, занятий литературой,
музыкой, сочинения стихов в порядке
самовыражения. Александр Адуев потрясен
требованиями дяди, он усматривает в них
обесценивание личности.
Итак,
И. А. Гончаров отмечает прогрессивные
черты новой культуры, он указал и на
потери, возникающие при подчинении ее
законам всех сфер жизни. Тупик, к которому
приходит Петр Иванович Адуев, как и у
современных деятельных и одаренных
людей в буржуазном обществе, возникает
отчасти потому, что все личные отношения,
в том числе и семейные, оказываются
только придатком к "делу” — службе,
карьере, предпринимательству и денежным
интересам.
Адуеву-младшему
предначертан путь, во всех деталях
повторяющий дорогу, пройденную дядей.
Рок, который толкает его на этот путь
(казалось бы, Александр не честолюбец,
не алчен, не жаждет денег и может спокойно
без особых усилий иметь все жизненные
удобства в своем наследственном имении),
— историческая необходимость. В
неосознанном, но непреодолимом стремлении
Александра уехать из деревни в неведомый
и страшный Петербург и в его втором
возвращении в столицу после бегства в
деревню, где он хотел укрыться от ударов
и разочарований петербургской жизни,
отражена историческая неотвратимость
изменения жизни. Матери Александра —
"старосветской” помещице — во сне сын
является добровольной жертвой, человеком,
бросающимся в омут. Так аллегорически
изображается неизбежность, которая
должна подвигнуть Россию на вхождение
в новые, непривычные и несвойственные
ей отношения.