Дарование Гончарова-романиста
раскрылось в "Обломове" во всем
его богатстве, со всеми его особенностями.
Еше Белинский в связи с "Обыкновенной
историей" отмечал такую черту писателя,
как его объективность, стремление
представить в произведении картину
жизни с возможно большей полнотой и
беспристрастностью. Об этой особенности
Гончарова-художника говорит и Добролюбов:
"У него есть... свойство: спокойствие
и полнота поэтического миросозерцания.
Он ничем не увлекается исключительно
или увлекается всем одинаково. Он не
поражается одной стороною предмета,
одним моментом события, а вертит предмет
со всех сторон, выжидает совершения
всех моментов явления и тогда уже
приступает к их художественной
переработке. Следствием этого является,
конечно, в художнике более спокойное и
беспристрастное отношение к изображаемым
предметам, большая отчетливость в
очертании даже мелочных подробностей
и равная доля внимания ко всем частностям
рассказа". Чрезвычайно
ценное качество реалистического письма
Гончарова заключается и в умении, по
определению Добролюбова, "охватить
полный образ предмета, отчеканить,
изваять его". "В этом заключается
сильнейшая сторона таланта Гончарова.
И ею он особенно отличается среди
современных писателей... У него есть
изумительная способность — во всякий
данный момент остановить летучее явление
жизни, во всей его полноте и свежести,
и держать его перед собою до тех пор,
пока оно не сделается полной принадлежностью
художника". Огромное
мастерство писателя-реалиста проявилось
в построении романа "Обломов".
Сюжет произведения поражает своей
простотой, отсутствием какой-либо хитрой
интриги, нарочитой занимательности.
Небогатая событиями история жизни
Обломова, положенная в основу сюжета
романа, захватывает, однако, своим
внутренним драматизмом, покоряет тонким
анализом взаимосвязей личной судьбы
героя с окружающей действительностью,
подводит нас к непреложным и убедительным
заключениям. Отмечая
объективность повествования в
произведениях Гончарова, было бы неверно
делать вывод о равнодушии писателя к
изображаемому, к его оценке. Весь ход
повествования, черты и краски, которыми
создается образ, обстановка действия,
отбор деталей, речь персонажей и го лос
повествователя — все это определяется
писателем, и определяется таким образом,
что читатель.не заблуждается в своих
основных оценках, в своих симпатиях и
антипатиях... Роман
"Обломов" вызвал широкий поток
откликов — критических статей, рецензий,
отзывов известных литераторов и простых
читателей. Но среди всех отзывов Гончаров
особенно выделял статью Добролюбова,
хотя революционным убеждениям критика
писатель был чужд. Гончаров поражался
в статье Добролюбова глубине проникновения
в замысел произведения, меткости
характеристик, неотразимой логике и
убедительности критического анализа.
"Взгляните, пожалуйста, — писал он
П. В. Анненкову, — статью Добролюбова
об Обломове; мне кажется, об обломов-шине
— т. е. о том, что она такое — уже сказать
после этого ничего нельзя..." Черты
обломовщины оказались живучими и надолго
пережили время Гончарова и Добролюбова.
Произведение, повествующее о том, как
от апатии, лени и безволия гибнет человек,
не навевает, однако, чувства уныния и
пессимизма. Добролюбов о впечатлении,
возникающем при чтении "Обломова",
писал: "После прочтения всего романа
вы чувствуете, что в сфере вашей мысли
прибавилось что-то новое, что к вам в
душу глубоко запали новые образы, новые
типы. Они вас долго преследуют, вам
хочется думать над ними, хочется выяснить
их значение и отношение к вашей собственной
жизни, характеру, наклонностям. Куда
денется ваша вялость и утомление;
бодрость мысли и свежесть чувства
пробуждаются в вас". Этой
бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью
пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова
и нам, хотя общественный строй и быт,
рождавшие Обломовых и обломовщину,
давно и бесповоротно отошли в прошлое.