Алекси́й, челове́к Бо́жий (греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ; конец IV века — начало V века), христианский святой (в лике преподобных), аскет. Почитается Православной (день памяти — 17 марта по юлианскому календарю) и Католической (день памяти — 17 июля) Церквями. Житие святого Алексия было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Мощи Алексия, человека Божия, находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и А. на Авентинском холме в Риме.
Реальное существование А. не подтверждается никакими источниками, кроме житийных, в связи с чем его историчность остаётся под вопросом.
История святого А. известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём А. умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V — начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.
Согласно житию, А. родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения А., оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.
После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) А. пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции). Здесь А. раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет А. жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.
По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости А. широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на А. как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением А. тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.
Никем не узнанный А. вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. А. жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли А., но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, А. продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
В 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана — он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве А.
Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал А. в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука А. разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.
Тело А. было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.
Широкое распространение получила история святого А. на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе приепископе Раввуле (412—435) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках. До IX века включительно почитание святого А. распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи. Начиная с X века, имя святого А. появляется в римских святцах.
Возникновение культа святого А. на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому. Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых», в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был святой Адальберт Пражский.
В 1216 году мощи святого А. были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых — Вонифатия и Алексия. Мощи святого А. были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II), в новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом. От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого А.
Скорее всего, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых», житие святого А. стало широко известным в Западной Европе. Поэма Тибо Шампанского о святом А. является первым произведением, написанным на лангедойльском диалектефранцузского языка. О жизни святого Алексия рассказывается в «Legenda aurea» («Золотой легенде») и «Vita dei Patri» — ценных житийных источникахXIII века. В 1632 году в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого А. на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.
Житие святого А. было очень популярным сюжетом для церковного искусства в Италии. Самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший А. с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.
Из Византии почитание святого А. перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому А. посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева, история А. приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клиннедалеко от Москвы.
Предположительно самое раннее (VIII век) изображение А. сохранилось на фреске в крипте базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме. В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения А. с Иоанном Предтечей:
…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нём написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения».
В росписях православных храмов изображение А. обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения А. часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине — второй половинеXVII века так как А. был небесным покровителем царя Алексея Михайловича. В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).
Для европейского искусства характерны в основном отдельные сцены жития А. (например, на фресках XI века в церкви Сан-Клементев Риме, в миниатюрах рукописей XII века). Наиболее часто изображали служанок, выливающих грязную воду на святого в одеждах нищего или римского папу, приклоняющего колени перед А., лежащим на смертном одре. Эта традиция прослеживается в витражах и фресках XIV—XV веков и в гравюрах XVI—XVIII веков.
На Востоке ранние тексты службы А. известны по Типикону Великой церкви (X век), Стишному Прологу (XI век), Студийско-Алексиевскому Типикону (1034 год). В западных источниках: Мессинском Типиконе 1131 года и Евергетидском Типиконе (первая половина XII века) имеются указание на совершение службы А. с Аллилуйя, а при совпадении празднования с субботой или воскресением — петь стихиры, седальны и читать житие.
Православная гимнография |
|
Тропари, глас 4 |
Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие. |
|
Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость. |
Кондак, глас 2 |
Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в ним нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование. |
В настоящее время в православной церкви употребляется служба А., содержащаяся в минеях студийской редакции, и канон святому, составленный преподобным Иосифом Песнописцем.
В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого А. был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Таким образом, воспоминание А. 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым. В католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой А., его память совершается с особой торжественностью. Основанием для исключения из Общего календаря послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого А. излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой».
Святой А. является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.
Память:
В честь Алексия, человека Божьего, был назван источник и район города Харькова Алексеевка.
Алексеевский стародевичий монастырь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте Храма Христа Спасителя. При строительстве храма был перенесен в Красное село.
Ново-Алексеевский_монастырь - православный монастырь, находившийся на территории Москвы, в Красном Селе.
Храм Алексия человека Божия в Красном селе - действующий православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. Подворье Патриарха Московского и Всея Руси. Храм расположен в районе Красносельский, Центрального административного округа города Москвы (2-й Красносельский пер. д. 3).