|
Конспект и презентация к уроку физики "Электрические явления"; 9 классКонспект и презентация к уроку физики "Электрические явления"; 9 классТема урока: урок-соревнование Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением. Цель урока: - обобщить и повторить материал по теме «Электрические явления»; - развить навыки решения расчётных и качественных задач; - продолжить формирование навыков работы на ПК, использование информационных технологий для решения задач и моделирования физических процессов; - развить устную речь учащихся; учить грамотно объяснять происходящие физические явления - формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся; - развить коммуникативные способности учащихся. Подготовка к уроку: - за неделю до предстоящего урока-соревнования сообщить учащимся тему урока, основные задания и список литературы для подготовки, спланировать количество конкурсов в соответствии количества учащихся. - выбирается лидер, под руководством которого составляется план участия каждого в игре. Требования к аудитории: урок проводится в кабинете физики… Оформление аудитории:
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с практическими заданиями, 2 комплекта карточек трёх цветов с разноуровневыми количественными задачами, листы с кроссвордами…) презентация урока, тест, рабочие тетради. ПЛАН УРОКА 1.Организационный момент (психологическая подготовка учащихся к общению на уроке). 2. Актуализации субъективного опыта (обеспечить мотивацию учения учащихся, понятие ими целей урока) 3. Обобщение и систематизация знаний через применение полученных знаний (обеспечить обобщение и систематизацию знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях; обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания) 4. Подведение итогов урока (дать качественную оценку работы команд и отдельных учащихся) 5. Информация о домашнем задании (обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания) 6. Рефлексия (инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками) Ход урока
СЛАЙД №1 СЛАЙД №2. (эпиграф) «Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт
Слова «электричество» и «электрический ток» знакомы сейчас каждому человеку. Электрический ток используется на транспорте, в наших домах, на заводах, в сельском хозяйстве и т.д. Мы изучили тему «Электрические явления». Сегодня проведём заключительный урок по данной теме, который пройдёт в форме игры физический марафон. По вашему решению, исходя из прошедшего урока, ….
В ходе игры нам удастся обобщить и повторить основной материал по теме, у вас будет возможность продемонстрировать умения решать экспериментальные, расчётные и качественные задачи. Каждый из вас сможет принести неоценимую пользу и получить удовлетворение от совместной плодотворной работы.
СЛАЙД №3. (программа марафона) Перед вами на экране программа нашего марафона. Сейчас мы приступим к преодолению дистанции марафона. Вы видите табло, которое будет заполняться в течении нашего испытания.
Минисообщение «Известное о известном». Сообщение о жизни и деятельности одного из учёных, чьё имя связано с темой урока. Выступление должно сопровождаться компьютерной презентацией. (время 2мин) Слайд №4. Эстафета «Викторина». 1)Электрическим током называется (направленное движение заряженных частиц) 2)Прибор для измерения силы тока (амперметр) 3)Древнегреческое название янтаря (Электрон) 4)Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта. (Напряжение) 5) Какие виды зарядов существуют в природе? (Положительные, отрицательные) 6) Электрическое сопротивление зависит от… (материала проводника, его длины и площади поперечного сечения) 8) Строение атома было открыто в 1911 г.в результате опытов (Эрнеста Резерфорда) 9) Единица электрического сопротивления … ( 1 Ом) 10) Действия электрического тока … (Магнитное, тепловое, физиологическое, химическое) 11) Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при … (параллельном подключении) 12) Электрическое напряжение измеряется … (в вольтах) 13) Амперметр включается в цепь …(Последовательно) 14) В ядре атома находятся … (протоны и нейтроны) 15) Отрицательный ион – это атом … (присоединивший один или несколько электронов) 16) Единица силы тока … (1 А – 1 ампер) 17) Разноименные заряды … (притягиваются) 18) В цепь параллельно включается (вольтметр)
СЛАЙД №5. Эстафета «Физический кроссворд»
СЛАЙД № 6-8. Эстафета «А знаете ли вы ...?»
Ответ: при поглаживании кошки происходит электризация руки с последующим искровым разрядом.
Ответ: тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, включённое параллельно участку проводника между лапками птицы. А при параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Птицы чаще всего гибнут в тех случаях, когда они, сидя на проводе линии электропередачи, касаются столба крылом, хвостом или клювом, то есть соединяются с землёй.
Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков. В короткое время чудесная «Свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
Ответ: при перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю).
Ответ: самыми известными электрическими рыбами являются электрический угорь, электрический скат и электрический сом. У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической энергии.У крупного, долго не разряжающегося угря напряжение электрического тока в момент удара может достигнуть 800В. Обычно же оно несколько меньше. Среди других электрических рыб особенно выделяется скат-торпедо, размеры которого достигают двух метров. Торпедо способен в течение 10-16 с давать до 150 разрядов в секунду, по 80 в каждый электрические органы крупных торпедо развивают напряжение до 220 В. У электрического сома, дающего разряды до 360 В, электрический орган располагается тонким слоем под кожей по всему туловищу. Характерная особенность рыб, имеющих электрические органы -их малая восприимчивость к действию электрического тока.
Ответ: деревья с корнями, проникающими в глубокие водоносные слои почвы, лучше соединены с землёй и поэтому на них под влиянием наэлектризованных облаков накапливаются значительные заряды электричества, имеющие знак, противоположный заряду облаков. Благодаря глубоко уходящим в почву корням дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.
Эстафета «Любители задачек»
В течение 5-ти минут каждому участнику предлагается решить задачи на карточках ( синие - в карточке№1, №2 и №3 3 задачи по определенному уровню сложности и оценке за правильное решение от 1 до 3 баллов, в карточке №4 три задачи стоимостью 1 балл каждая). Каждый участник берет по 1-й карточке, решив задачи и сдав решение на проверку, можно помочь товарищу или взять другую карточку. Лидер имеет право помогать решать задачи участникам после того, как сам решит задачи.
Карточка 1.
Карточка 2.
2 А. Карточка 3.
Карточка 4. (жёлтая)
СЛАЙД №9. Эстафета «Счётчики» Благодаря электрической энергии мы пользуемся освещением в квартирах, используем электрические приборы (холодильник, компьютер, магнитофон, телевизор…). В течение двух недель вы отмечали расход электроэнергии по дням для семьи. Ваша задача: рассчитать стоимость электроэнергии за неделю.
В каждой семье существуют явные перерасходы электроэнергии. Электроэнергия это такой же товар, как продукты питания, одежда, игрушки, поэтому нужно мудро и экономно расходовать электроэнергию. СЛАЙД №10. Ваши простые действия:
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Во время медицинского обследования при жалобах пациента на головные или сердечные боли врачи снимают электрокардиограмму или энцефалограмму – сигналы небольших биологических токов, протекающих в сердце или головном мозге. Сравнивая форму сигналов определённого участка организма в здоровом и больном состоянии, легко установить причину заболевания.
СЛАЙД № 12. Презентация «Шаровая Молния» Спасибо за интересное сообщение. Природа шаровой молнии до сих пор не разгадана, и всё то, что нам рассказали, это лишь описание поведения шаровой молнии, составленное по рассказам тех, кому довелось встретить на своём пути эти светящиеся шарики. Может быть, именно среди вас находится человек, которому удастся наконец, разгадать загадку шаровой молнии.
СЛАЙД №13. Табло
4.Подведение итогов урока, выставление оценок. На Электронном табло автоматически подсчитывается итоговый результат каждого участника марафона. Победителю вручается грамота, участникам сертификаты за участие в марафоне. 5.Домашнее задание. - составить кроссворд по теме «Электрические явления» - решить задачи № , № 6.Рефлексия
Какой по величине ток создаёт один движущийся направленный электрон? Практически никакой. Если направленно будут двигаться много электронов, то сила тока уже будет значительной и она может заставить работать электрический двигатель, пылесос, телевизор. Почти так и в жизни. Что мог сделать сегодня один человек? И что сделали мы сегодня все вместе. Спасибо за урок.
СЛАЙД №14. Спасибо за урок! |
Loading
|