|
Агентно-ориентированный подходАгентно-ориентированный подход (АОП) к программированию, разновидность представления программ, или парадигма программирования, в которой основополагающими концепциями являются понятия агента и его поведения, которое зависит от среды, в которой он находится. Концепция была предложена Шохемом в 1990г. В ООП вычислительный процесс понимается как система, собранная из модулей, которые взаимодействуют друг с другом и имеют собственные способы обработки поступающих сообщений. В свою очередь, АОП уточняет эти рамки, фиксируя активность агентов и изменения их состояний через анализ убеждений, обязательств, намерений и пр. Наличие у агента механизма целеобразования обеспечивает принципиально новый уровень автономии. Агент необязательно выполняет распоряжения какого-либо другого агента или пользователя, а просто зависит от условий среды, включая цели и намерения других агентов. В отличие от объекта, агент может принять на себя определенные обязательства или, наоборот, отказаться от выполнения некоторой работы, мотивируя это отсутствием компетентности, занятостью другой задачей и т. п. В то же время, агент может выполнять такие действия как порождение, подавление и замена других агентов, активизация функций (как своих, так и у других агентов), активизация сценария деятельности, запоминание текущего состояния других агентов и пр. Все это наглядно показывает, что агент, будучи «активным объектом» или «искусственным деятелем», формирующим свое собственное поведение, находится на более высоком уровне сложности по отношению к традиционным объектам в ООП. Произведём сравнения некоторых понятий:
В зависимости от степени свободы среды, подразумевается неличие соответствующего типа агента, подразделяется на:
Причины возникновения А.-о.п.:
В целом, система АОП должна включать следующие базовые компоненты:
Основные свойствами, которыми по возможности должны обладать агенты, считаются:
Распределённые объектные архитектуры (CORBA, DCOM, Java RMI, WEB-services) стремясь преодолеть указанные ограничения, не решают следующих проблем:
Распределённые объектная среда JADE (основана на Java RMI, Java CORBA IDL, Java Serialization и Java Reflection API) придаёт Java агентам свойства:
Структурно агента можно изобразить следующим образом: Агент | |->Ресурсы | |->Объекты | |->функции | |->данные Типичным примером агентно ориентированного подхода можно назвать специальные программы, имитирующие действия игроков в компьютерных играх. Распространенное название для таких программ — боты. Однако, использование ботов не ограничивается применением в компьютерных играх. Их можно встретить как элемент программы в чатах и форумах, выполняющих роль «собеседника» и поддерживающих «дискуссии». Однако некоторые боты выполняют не только роль имитаторов в процессе общения или игры, они используются для редактирования текстовой информации (в том числе и в Википедии), для наладки сетевых соединений, модерирования ресурсов и т. п. Очень просто создать агента в JADE, определив его метода инициализации: import jade.core.Agent;
public class BookBuyerAgent extends Agent { protected void setup() { // Printout a welcome message System.out.println("Hello! Buyer-agent "+getAID().getName()+” is ready.”); } } Фактическая работа, которую агент должен делать, как правило, осуществляется в рамках «поведения агента». Поведение представляет собой задачу, которую агент может выполнять. Агент может выполнять одновременно несколько моделей поведения. Однако важно заметить, что расписание нескольких моделей поведения в агенте имеет не упреждающий характер, а кооперативный. Это означает, что когда поведение исполняется по расписанию, его метод action() вызывается и работает до тех пор, пока не завершится. Поэтому именно программист определяет, когда агент переключается от исполнения данного поведения к выполнение следующего. С учетом описанного механизма планирования важно подчеркнуть, что поведение, подобное представленному ниже, препятствует выполнению любого другого поведения, т.к его action() метод никогда не завершается. public class OverbearingBehaviour extends Behaviour { public void action() { while (true) { // do something } }
public boolean done() { return true; } } Рассмотрим предметную область «Торговля книгами», на которой будут проиллюстрированы шаги, необходимые для создания агентно-ориентированных приложений с JADE. Каждый покупающий агент получает название книги, которую он должен приобрести в качестве аргумента командной строки и периодически запрашивает всех известных ему продавцов-агентов, чтобы сделать запрос о покупке. Как только предложение получено, агент-покупатель подтверждает его и отправляет заказ. Если больше чем один агент-продавец предоставляет данную книгу, покупатель выбирает лучшее предложение (самую лучшую цену). Купив требуемую книгу, агент-покупатель завершает работу. Каждый агент-продавец имеет минимальный интерфейс, с помощью которого пользователь может добавлять новые названия (и их цену) в локальный каталог книг, выставленных на продажу. Агенты-продавцы находятся в состоянии ожидания запросов от агентов-покупателей. Когда они получают запрос на книгу, они проверяют, имеется ли данная книга в их каталоге. Если да — то они отвечают предложением с ценой. Иначе — отказывают. Когда они получают заказ на покупку, они обрабатывают его и удаляют запрошенную книгу из своего каталога. |
Loading
|