|
Архитектура, изобразительное и прикладное искусство АлжираНа территории А. открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского, римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад, Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (общественных бань), триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены произведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.
Мечеть Сиди бель Хасана в Тлемсене. Конец 13 в. Резная стена михраба. Средневековые города А. с узкими извилистыми улицами, окруженные крепостной стеной, включали цитадель («касба»), многочисленные мечети, медресе, бани, рынки, дворцы (например, дворцовый комплекс в Кала-Бени-Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв. — Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Южная Испания): здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16—18 вв. в гг. Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы турецких наместников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в некоторых сахарских поселениях (например, Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оранс, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и особняки (французские архитекторы П. А. Эмери. Б. Зерфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.) После освобождения А. особое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа архитектора А. Коппа). Прикладное искусство А. 19—20 вв., как и в средние века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в коврах, жёлто-красная — в керамике); в произведениях горных ремесленников, испытавших воздействие турецкого искусства, преобладают многоцветные растительные узоры — извивающиеся побеги, цветы, листья. Изобразительное искусство в А. 19 — начала 20 вв. было представлено работами французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы — братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. В 1960-е гг. в А. работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алжирского народа, относятся живописцы и графики Х. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш. Месли, М. Хадда. Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г.Алжир (основана в 1881). Лит.: Лот А., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1&62; Магсаis G., Algérie médievale. P., [1957]; Leschi L., Algérie antique, P., [1952]; Dans la lumiere des cites africaincs, [v. 1] — Afrique du Nord, P., [1956J: Golvin L., Lesarts populaires d'Algérie, t. 1 — 5, [P.], 1949 — 1955; Yelles В. et Maisonseui J. de, Tendances de la peinture alge-rienne contemporaine, «Afrique», P., 1964, aout, № 37; Les jeunes peintres algeriens, «Revolution africaine», Alger, 1967, № 207. Берберская культура занимает важное место в жизни современного Алжира. Ведущие представители берберской интеллигенции, как, например, писатель Мулуд Маммери, посвятили себя сохранению устной поэзии Кабилии и созданию письменности для языка тамазирт. Берберское население Кабилии и Ореса сыграло важную роль в войне за независимость. Например, среди основателей ФНО был Хосин Айт Ахмед, позднее создавший оппозиционную политическую партию, известную под названием Фронт социалистических сил. ФСС в ходе парламентских выборов 1991 получил солидную поддержку среди избирателей Кабилии. В апреле 1980 в столице Кабилии Тизи-Узу возникла ассоциация, известная как Культурное движение берберов, которая после ликвидации в 1989 однопартийной системы стала называться Объединением за культуру и демократию (ОКД). Лидер этой организации врач-психиатр Саид Сади являлся последовательным борцом за плюралистическую и светскую форму правления. Народное прикладное искусство. Ковёр из Гергура. |
Loading
|