|
Конспект и презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе «Многообразие русского фольклора»Конспект и презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе «Многообразие русского фольклора»Задачи урока:
Оборудование урока: презентация. Оформление урока:
Ход урока:
1. Целеполагание. - На уроках чтения мы знакомились с устным народным творчеством. Какие жанры устного народного творчества вы запомнили? Подскажите мне, что передавали люди из уст в уста?
- Сегодня наша встреча посвящена не только устному народному творчеству. Каким словом можно заменить словосочетание «народное творчество»? Фольклор. - Фольклор охватывает самые разные виды человеческой деятельности. Это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек и т.д. Сегодня мы поговорим про старину. Про то, как люди жили раньше, как они придумывали и изобретали что-то новое, интересное, а потом обменивались своими творениями и их творения становились известными повсюду. Итак, сегодня мы поговорим о русском фольклоре, вспомним, что нам уже известно и, конечно, узнаем много нового. Оглянитесь по сторонам. Сегодня наш класс оформлен необычно. Нам кажется, что мы попали в русскую деревню. Здесь и старинные вещи, и русский стол, который ломится от разных вкусностей. Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали... (Фонограмма)
2. Знакомство с жанрами фольклора. Учитель: 1) У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, а боронят на санях. - Как вы думаете, что я сейчас прочитала? (небылица)
Ученики:
Выходят два скомороха Разве ж это небылицы? Вы послушайте, ребята нашу сказку небогату! Я-скоморох Прошка!
А я Федул - скоморошка! Сидим рядком. Говорим ладком! Пошел я на лыко гору драть. Увидел, на утках озеро плавает. Бросил я три палки: одну еловую, Другую березовую, третью - рябиновую. Бросил еловую - не добросил. Бросил березовую - перебросил. Бросил рябиновую - угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, А утки остались.
Учитель. Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.
2). Ученик. Россия, Россия - края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные И звонкие песни поют! (песни)
Звучит песня «Два веселых гуся».
3). К устному народному творчеству относятся поговорки. Это маленькие меткие изречения, которые вошли в повседневную жизнь. - Какие поговорки вы знаете? Учитель: Есть еще одна поговорка: «Заруби себе на носу». Это означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда. Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает «маленькая дощечка для записи». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами. - Запомнили, что значит поговорка «Заруби себе на носу»? Поговорки возникли в глубокой древности. Тогда же возникли и пословицы. В них заключается народная мудрость. А так как люди, создававшие пословицы и поговорки были неграмотные, у простого народа был только один способ хранить свой жизненный опыт - передавать его из уст в уста. Мы с вами запоминали несколько пословиц. Помогите мне договорить пословицы до конца.
Семь раз отмерь... (один раз отрежь) Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда). Не имей сто рублей... (а имей сто друзей) Поспешишь... (людей насмешишь) А вот новые пословицы, которые, может быть, кто-то и слышал: Как аукнется, так и откликнется. Это означает, что как отнесешься к другим, так отнесутся и к тебе. Кошке игрушки, а мышке слезки. То, что для сильного развлечение, слабому человеку причиняет только боль и страдания. 4). Из уст в уста передавались и сказки. Дети инсценируют русскую народную сказку «Курочка Ряба».
5). Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешится. Потешки.
Ученик: Как у нашего соседа весела была беседа. А у нас на весь двор еще лучше разговор!
Сценка «Четыре кумы». 1-я. Здорово, кума! 2-я. На базаре была! 1-я. С ярмаркой поздравляю! 2-я. Петуха купила! 1-я. Ты что, кума, глуха?
2-я. Хочу жареного петуха! (Расходятся,
вторая идет по кругу и встречает
третью 3-я. Здорово, кума! 2-я. На рынке была! 3-я. Ты никак, кума, глуха? 2-я. Купила курицу да петуха! 3-я. Прощай, кума! 2-я (вслед третьей). Пять алтын дала! Появляется 4-я кума: 4-я. Добрый день, кума, послушай... 2-я. Муженьку несу покушать! 4-я. Эй, кума, ты что, глуха? 2-я. Жареного петуха!
6). Ученик: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся, детвора, ждет вас русская игра. Игры. Учитель Знаете ли вы игру «Гуси и волк»? Народные игры - это тоже фольклор. Обычно, водящий выбирался считалкой. Считалки. Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он пустой? Аты-баты, золотой. (Дети выбирают водящего). Игра:
7). На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников. Частушки. А почему они так называются «частушки»? Более 200 лет назад жил один барин и звали его Владимир Иванович Даль. Он собрал более 200000 слов и составил словарь живого великорусского языка. Чтобы не забылись русские слова, чтобы не обеднел наш язык. Давайте заглянем в словарь и узнаем, что означает слово «частушка» Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая. Девочка: Встанем, девицы, рядком Да частушки пропоём! Девочки исполняют частушки.
8). Раньше на Руси по селам и деревням, по разным городам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром. Назывались они коробейниками. Ходили они и созывали народ прибаутками. Прибаутки. Звучит песня «Коробейники». Коробейники: 1. Не ходите никуда, подходите все сюда! Гляди, не моргай. Рот не разевай! Ворон не считай! Товар покупай!
Все: Подходите, покупайте! Веселее разбирайте!
Учитель: Коробейники, а что ещё есть в коробах?
Коробейники хором: « Загадки». Загадки.
Учитель: Носили коробейники в своих коробах и произведения русских умельцев. Это и игрушки, и посуда, и кружева, и одежда, и платки. Это тоже фольклор - народные промыслы. Эти промыслы возникли в глубокой древности, когда нашим предкам самим приходилось изготовлять всё необходимое для жизни. Русские умельцы своё мастерство передавали из поколения в поколение своим детям и внукам. Поэтому народные традиции сохранились до наших дней, и мы с вами можем любоваться поистине красивейшими произведениями искусства. Дополнительно: Мастера прислали свои работы, но в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Нам придётся восстановить, откуда эти произведения декоративно-прикладного искусства? Я вам расскажу, а вы постарайтесь догадаться, о каком из них идёт речь. (Во время рассказа дети находят нужные промыслы и расставляют таблички с их названиями).
Учитель: А ну хватит нам болтать. Время пляску начинать. Танцы. Ученики:
Веселее попляшите и гостей развеселите!
Дети исполняют русский танец.
Ученик: Чем дальше в будущее входим, Тем дольше прошлым дорожим. И в старом красоту наводим, Хоть новому принадлежим.
3. Подведение итогов. Учитель:
Мы поиграли, повеселились, а также вспомнили известные жанры фольклора и познакомились с новыми жанрами. Я думаю, что праздник вам понравился. Всем спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ Частушки. Эй, девчата-хохотушки, Запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
Не смотрите на меня Глазки поломаете. Я не с вашего села Вы меня не знаете.
Чтобы печка разгорелась, Надо жару поддавать, Чтобы песня лучше пелась, Надо пляской помогать.
Я плясала в три ноги Потеряла сапоги. Оглянулася назад, Сапоги мои лежат.
За частушки, друг мой милый, Три рубля тебе я дам. По глазам по вашим видно, Что понравились мы вам.
Ой, довольно мы напелись, Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую.
Сказка «Репка» Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ХОХЛОМА Это старинный русский промысел. Он возник в Поволжье в 17 в, близ села Хохлома. Это было большое торговое село. Мастера расписывали мебель, домашнюю утварь, а чаще всего посуду. Хохломская роспись отличается тонким растительным узором, выполнялась красными, чёрными, зелёными тонами по золотистому фону. Деревянная, расписная по « золоту» посуда была особенно распространена в крестьянском быту, а также среди городского населения.
АБРАМЦЕВО. МАТРЁШКА, Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке. А всего одна игрушка. Более ста лет назад недалеко от Москвы, в селе Абрамцево жили замечательные художники. Они придумали и создали занятную деревянную куклу. В большой кукле пряталось целое семейство - одна меньше другой. Похоже, она была на простую крестьянскую девушку, и назвали её Матрёной или Матрёшей. Отсюда и название игрушки - Матрёшка.
ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. На высоком берегу старинной русской реки стоял город, который как и река назывался Вяткой. А за рекой на лугах была слобода Дымково, известная тем, что в ней делали расписную глиняную игрушку. Зародился этот народный промысел в 18 веке. К весеннему празднику «свистунье» народные мастера всю зиму выделывали свои незамысловатые, но столь привлекательные фигурки, которые тысячами расходились в ярмарочные дни. Дымковскую игрушку лепили из глины, обжигали в печи, покрывали меловым грунтом и раскрашивали яркими красками с использованием сусального золота. Орнамент, украшающий игрушку, геометрический, состоит из клеток, овалов и кругов. Сегодняшние мастерицы дымковской игрушки учились у своих матерей, те, в свою очередь, у своих. Так и передаётся этот промысел из поколения в поколение.
ЖОСТОВО. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ. Этот народный промысел возник в начале 19 века в деревне Жостово Московской области. Русские умельцы расписывали металлические подносы маслом, а затем покрывали лаком. Яркими красками на чёрном или цветном фоне они рисовали фрукты, букеты и другие растительные орнаменты. В старину их даже использовали не по прямому назначению, а как декоративные панно, украшающие стены.
ПАЛЕХ, МСТЁРА, ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО. Палех, Мстёра, Холуй - это три села, расположенные недалеко от одного из древнейших городов России -Владимира. В прежние времена в этих сёлах мастера-живописцы писали иконы для церквей. А в начале 20 века художники взяли небольшие чёрные лаковые коробочки из папье-маше, изготовлявшиеся в подмосковном селе Федоскино, и украсили их живописью. Рисунки выполняются яркими красками по чёрному фону с использованием золотых красок. Мастера расписывали коробки, шкатулки, портсигары мотивами русских былин, народных сказок, песен.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Город в Московской области, который находится на реке Клязьма и славится своей текстильной промышленностью. Особенно красивы Павлопосадские платки, которыми очень любили украшать себя девушки и женщины. ГЖЕЛЬ. Посёлок в Московской области, где в 19 веке стали производить фаянс и фарфор. Посуда расписывалась голубыми и синими красками по белому фону. В росписи изделий угадываются местные цветы и травы, которыми так богаты окрестности Гжели. Изделия подмосковной Гжели и сейчас радуют наш глаз. ВОЛОГДА, ВЯТКА, РЯЗАНЬ, ЕЛЕЦ. Эти города были основными центрами кружевоплетения. Возникло это ремесло очень давно - в 16 веке. Кружевоплетение - это очень кропотливая работа, которая занимает большое количество времени. За работой кружевницы слагали частушки, в которых отражался их нелёгкий труд. Русское кружево до сих пор славится во всём мире. |
Loading
|