|
Алкамен, скульпторАлкамен (Alkamenes), древнегреческий скульптор 2-й половины 5 в. до н. э. Работал в Афинах. Ученик Фидия, от которого унаследовал принцип единой пластической трактовки одежды и тела (сохранившаяся в копиях «Афродита в садах»). Поскольку отдельным произведениям А. (например, группе «Прокна и Итис», герме бородатого бога) свойственна известная архаичность стиля, ряд учёных считает автором этих работ т. н. Алкамена Старшего, время деятельности которого можно отнести ко 2-й четверти 5 в. до н. э. Лит.: Langlotz Е., Alkamenes-Probleme, В., 1952. АЛКАМЕН — два древнегреческих скульптора: 1) А. С т а р ш и й (годы жизни неизвестны) — скульптор нерпой половины 5 в до н. э. Выполнил скульптуры западного фронтона храма Зевса в Олимпии (456 до н. э ) и горму, т. е. четырёхгранный столб со скульптурным изображением головы наверху, Гермеса Пронилея, сгинншую перед входом на Афинский акрополь. 2) А. Младший (около 4ti0 до н. э. — год смерти неизвестен) — скульптор аттической школы, ученик Фидия. Родился на острове Лемносе, работал главным образом в Афинах А. был известен как мастер культовых статуй, выполненных в хрис.эле- фантинной технике (из золота и слоновой кости), в бронзе и мраморе. Наиболее ранняя из его работ — статуя Ареса (ок 400), дошедшая в римских копиях (Арес Боргезе), отмечена нлияпием атлетических образов пелопоннесской школы, большой известностью пользовалась его статуя «Афродита в садах» (лучшая копия в Лувре). Она отличается женственной грацией и изысканной простотой форм. В числе других скульптурных произведений Алкамона известны его колоссальные храмовые статуи из золота и слоновой кости, изображавшие Диониса и Афину Гефестию в группе с хромоногим Гефестом. Они выполнены в традициях возвышенного, монументального искусства Фидия, но отличаются от них смягчённостыо формы и большей простотой мифологич. образа В 403 А. выполнил мраморный рельеф с изображениями Афины и Геракла для фиванского Гераклиона. Творчество А., мастера времён расцвета и кризиса афинской демократии, получило дальнейшее развитие в скульптурах Праксителя и других скульпторов его времени.
Алкамен (греч. Αλκαμένης), один из талантливейших скульпторов Древней Греции второй половины V века до Рождества Христова. А., уже немолодым и имея художественное образование, переселился с Лемноса в Афины, где он поступил в ученики к Фидию, значительно превосходя талантом всех своих соучеников. Он является творцом задней фронтонной группы Зевсова храма в Олимпии, хотя теперь, когда эта группа почти вся откопана, большинство ученых считают ее произведением не художников из мастерских Фидия, а местных, олимпийских. А., подобно своему учителю, изготовлял свои произведения как из мрамора, так и из бронзы, золота и слоновой кости. Хотя он был особенно искусен в изображении красоты человеческого тела, но своей славой он обязан, как и Фидий, главным образом замечательным статуям Богов. Из них следует упомянуть статую Диониса (Вакха), которая, судя по аттическим монетам, должна, кажется, по своему плану составлять подражание Фидию. Из остальных статуй особенно славится по совершенству своих форм Афродита; у своего стоящего, одетого Гефеста А. сумел чрезвычайно искусно показать хромоту, а его статуи Геры, Гекаты, Ареса, Асклепиоса, Афины и Геркулеса являются, по всеобщему мнению, замечательными произведениями. Дошедшие до нас статуи приготовляющегося метать дискобола, вероятно, представляют подражание знаменитой Алкаменовой статуе атлета. А. не проложил новых, оригинальных путей в искусстве, но был последователем Фидия и сумел вместить в себе и даже развить в некотором отношении замечательное и совершенное искусство своего учителя. Алкамен. Слева — «Прокна и Итис». Мрамор. Музей Акрополя. Афины. Справа — «Геката». Мрамор. Государственный музей древностей. Лейден. (Считается репликой несохранившегося произведения Алкамена). |
Loading
|