Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес"
Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес"
Образ и характер Цахеса
В
центре произведении история отвратительного
уродца, наделённого волшебным даром
присваивать себе заслуги окружающих.
Ничтожное существо благодаря трём
золотым волоскам пользуется всеобщим
почётом, вызывая восхищение, и даже
становится всесильным министром. Цахес
– отвратителен, и автор не жалеет
средств, чтобы внушить это читателю.
Сравнивая его то с обрубком корявого
дерева, то с раздвоенной редькой. Цахес
ворчит, мяукает, кусается, царапается.
Он одновременно страшен и смешён. Страшён
тем, что нелепо пытается слыть прекрасным
наездником и виртуозным виолончелистом,
а страшен тем, что при своих мнимых
дарованиях обладает явной и несомненной
властью.
Детали
произведения
Данная
сказка было создана во втором периоде
творчества Гофмана. Последние восемь
лет своей жизни он живёт в Берлине,
находясь на службе в государственном
суде. Негодность существовавшего
судоведения привили его к конфликту с
Прусской государственной машиной, и в
творчестве его происходят изменения:
он переходит к социально критике
действительности и обрушивается на
общественные порядки Германии. Его
сатира становится более острой, более
политически окрашенной. В этом заключается
трагичность судьбы Гофмана и его высокое
предназначение. Понять это можно с
помощью деталей этого произведения.
Во-первых, гротескно-фантастический
образ Цахеса: в нём он выразил своё
неприятие действительности. Кроме того,
в сказочной форме автор отразил мир,
где жизненные блага и почёт воздаются
не по труду, не по уму и не по заслугам.
Действие сказки происходит в сказочном
царстве, где на равных с людьми существуют
волшебники и феи – в этом Гофман изобразил
реальное существование мелких германских
княжеств. Образ Валтазара – это
противоположный образ Чахесу, он писатель
светлого идеала. Ему одному открывается
ничтожная сущность маленького уродца,
отнявшего у него невесту и славу.
Суть
финала произведения
В
финале сказки Валтазар венчает свою
победу над Цахесом женитьбой на прекрасной
Кандине и получает в дар от своего
покровителя дом с великолепной мебелью,
с кухней, где кушанья никогда не перекипают
и с огородом, где раньше, чем у других
поспевает салат и спаржа. Насмешки
простираются не только на самого героя,
но и на саму сказочную фантастику.
Возникает сомнение в возможности и
необходимости бегства от действительной
реальности в широкие романтические
мечты.