|
Сценарий и презентация внеклассного мероприятия по творчеству Л.К.ЧуковскойСценарий и презентация внеклассного мероприятия по творчеству Л.К.ЧуковскойПамяти детства. Мой отец – Корней Чуковский. Презентация и методическая разработка к проведению урока ( вечера, семинара) по произведению Л.К.Чуковской «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский» Цель:
Оформление: выставка книг Л.К.Чуковской, иллюстрации произведений К.И.Чуковского, компьютер, проектор для показа слайдов презентации, музыкальное сопровождение (может звучать музыка Бетховена) Примечание: Занятие построено в форме прочтения отдельных страниц книги «Памяти детства», комментария к книге Л.К.Чуковской «Памяти детства» 1 слайд. Краткая справка о Л.К.Чуковской. Прозаик, поэтесса, критик. Дочь писателя К.И.Чуковского. Она родилась 24 марта 1907 года в Петербурге. Непросто складывалась судьба Лидии Корнеевны: её муж, известный физик Матвей Бронштейн, был репрессирован в 1937 году. О жертвах сталинских репрессий она вспоминает в книге «Спуск под воду», знаменита повесть «Софья Петровна» о судьбе матери, потерявшей сына в застенках ГУЛАГА. Сама Лидия Корнеевна была арестована ещё в студенческие годы за своё вольнолюбие (1926 год), выслана в Саратов. В 60-е годы Чуковская выступала в защиту Бродского, Солженицына, Гинзбурга, Сахарова и др. В 1974 году была исключена из Союза писателей ( решение было отменено в 1989 году) на её публикации в СССР был наложен запрет до 1987 года. 2 слайд: Вот о ком будет идти речь, а конкретнее о повести «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский» 3 слайд: Книга была написана после смерти К.И.Чуковского (1969 год). Именно её (дочери) глазами мы видим отца. Эта книга и о нём, и о подаренном им дочери и двум сыновьям детстве, светлом и чистом. 4 слайд: Книга написана в 1971 году 5 слайд: Книга проиллюстрирована портретом молодого Корнея Ивановича художника Репина и рисунком Владимира Маяковского, с которого серьёзно, сосредоточенно смотрит маленькая Лида Чуковская. Перечитывая эту книгу, мы видим время, воссозданное ребёнком. 6 слайд: Подзаголовок книги «Воспоминания о Корнее Чуковском». Конечно, в центре повествования отец, но воспоминания дочери о семье в целом. «Я пишу не биографию Корнея Ивановича. Я пишу своё детство, а оно было создано им». Отец строил мир семьи, духовный и материальный. Они жили тогда в Куоккале. Он достраивает и чинит дом, ограду, оберегает лес от нашествия моря ( вода подмывала корни деревьев). Отец учит сам и нанимает учителей, придумывает смешные тексты для перевода на английский, решает за дочку задачи по математике. 7 слайд: В Куоккале для детей был настоящий рай. В книге Чуковской он ощутим. Есть радость воспоминаний детства, всё, что связано с отцом. Добрая, умная и храбрая девочка из замечательной семьи делится своей радостью с читателем. 8 слайд: «Тогда, в нашем детстве, в Куоккале, он казался нам самым высоким человеком на свете. Идёт к себе в комнату – в дверях голову непременно наклонит: не ушибиться бы…Посадит к себе на плечо - с высоты откроется глазам…даль залива. В оттепель подпрыгнет и лыжною палкой легко собьёт сосульки с балкона второго этажа, и без палки управится: протянет руку и обломает рукой… Кто выше его? Нет никого! Им, его длиною, можно было измерять заборы, ели, сосны, сараи, деревья… В лесу, задрав головы перед высоченной сосной: - В этой-то уж наверняка десять пап! Если от земли до макушки!.. …И походка, и повадки у него великанские. Не только дети, но и взрослые едва равняются с ним. Шагает по песку вдоль моря, а я рысцой бегу рядышком. На один его шаг – пять моих мелких шажков…» 9 слайд: Много лет спустя К.И.Чуковский скажет: «Моим детям посчастливилось: они с малых лет дышали воздухом искусства». С раннего детства Лидия видела в доме литераторов, художников, артистов: Блок, Ахматова, Гумилёв, Репин, Маршак… - были частыми гостями дома. Корней Иванович обладал абсолютным литературным вкусом. Он очень переживал, это была его боль, когда с гением и талантом расправлялась кучка бездарностей: Много знаменитостей видели Чуковские. Кс частью, замечает Лидия Корнеевна, «воздух искусства оставлял нас детьми и не учил пялить глаза на знаменитостей» 10 слайд: «Длинноногий и длиннорукий, подбрасывающий к потолку и ловящий без промаха…кого-нибудь из нас. Непоседлив, всегда готов затесаться в нашу игру или изобрести для нас новую. До первой детской книги Корнея Ивановича оставалось ещё года три, до второй – около десяти… Но сам он был словно нарочно изготовлен природой по чьему-то заказу !для детей младшего возраста» и выпущен в свет тиражом в один экземпляр. Нам повезло. Мы этот единственный экземпляр получили в собственность…Мы лазили по нему, когда он лежал на песке, как по дереву поваленному, прыгали с его плеча.., проходили или проползали между расставленных ног, когда он объявлял их воротами». 11 слайд: «Его детство прошло в одесской мещанской бескнижной среде. Каждую книгу ему приходилось добывать и самому, без помощи, добиваться её понимания. «Я не знал ничего ни о чём» - сообщал он. В доме было множество книг. «У него в кабинете, у двух стен, от пола до потолка, и на письменном столе, и на подоконнике стояли и лежали книги. Но царицей кабинета, где бы мы ни жили, была Encyclopedia Britannica, пожизненный его самоучитель. Он никогда не жаловался на свой путь, а утверждал, что, если человек в самом деле жаждет знания, он своего добьётся – были бы книги и воля. 12 слайд: Отец существует сам в мире стихов и погружает детей в эту стихию. Какое счастье быть детьми такого отца! И самое главное, наивысшее достижение Чуковского – его книги для детей – родились во многом из игр с собственными детьми.
13 слайд: «Стихи он читал постоянно. В лодке, на морских прогулках, за чайным столом, читал самому себе, Репину в мастерской и гостям в беседке». Он часто играл с нами в одну игру: читал нам какие-нибудь стихи, предлагая угадать автора, кто скорее определит размер. А позже он стал рассказывать нам биографии поэтов: Шевченко, Байрона, Лермонтова. Пушкина». 14 слайд: Он выписывал для нас детские журналы, он не мешал нам читать то, что мы хотели. Но стихи он мне давал только самого высокого качества. 15 слайд: Он открыл для нас Пушкина, Баратынского, любил баллады Жуковского 16 слайд: Хотя детских книг он ещё не писал, но весёлые стихотворные строчки, обращённые к детям, сочинялись им уже тогда. …Лидо-очек, Лучшая из до-очек! Или весело рычал, топая на меня великанскими ножищами: - Ах, ты, скверная девчонка! Ка-ак болит моя печёнка! 17 слайд: Дети выросли друзьями отца. Когда в феврале в газете «Правда» сказку Чуковского «Крокодил» называли пародией, для него наступило тяжёлое время. Лидия Корнеевна обратилась с письмом к Горькому, прося защитить отца. И Горький пришёл на выручку. Чуковский был спасён. Лидии Корнеевне шёл тогда 21 год. Диктуя завещание, Корней Иванович с гордостью сказал: «Ни у кого не было таких крепких друзей, как у меня» 18 слайд: Его книги родились из игр с собственными детьми «Грёб, плавал, ходил на лыжах…Игру он любил чрезвычайно. Игра это была или труд? В Куоккале приходилось спасать сосны от ручья и морских волн. Он таскал с берега песок, мешок за мешком, на спине, мы на бегу поспевали за ним, кто с лейкой, кто с ведром, кто с кастрюлей. Команда – и весь песок: «Раз, два, три, глаза закрой, с-сыпь!» - мигом ссыпается в воду. Так мы делали песчаную запруду».
19 слайд: Руки его, никогда не умевшие повязать галстук или пришить пуговицу, справлялись с простой грубой работой, и кА ни странно показывали фокусы, умел жонглировать солонкой. Поставит на ладонь полную соли солонку, наклонённой ладонью совершит полукруг в воздухе, и не только сама она, словно гвоздями приколоченная, не падает на пол, но даже и соль каким-то чудом не сыпется. Да что солонка! Его слушались стулья. Стул покорно стоял две минуты на указательном пальце. Жонглёр извивался, приплясывал… и стул стоял. Ножкой на указательном пальце. 20 слайд: «Каждый вечер я читаю папе. Занятие это относительно него медицинское: отвлечь от мыслей о работе и усыпить, а относительно меня - литературно-педагогическое: читать вслух даёт он мне только такие книги, какие полагает интересными и полезными для моего возраста» Примечание: Корней Иванович страшно мучался из-за обострения своей хронической бессонницы, «бессоннейшей бессонницы». Болезнь изменила весь домашний уклад, образ его жизни. А маленькая Лида стала сиделкой, сестрой милосердия, поскольку только её многочасовое чтение у постели могло его усыпить. Её любовь к отцу обрела недетскую глубину и силу. «Никто никогда в жизни не возбуждал во мне такого острого чувства жалости, как с детства! мой здоровый, удачливый, весёлый отец». 21 слайд «Главный урок «Памяти детства» - урок Любви… Это Любовь, готовая к сочувствию, сопереживанию и соучастию в творчестве (пусть это соучастие пока лишь в том, чтобы оберегать тишину и одиночество отца в часы работы). Это Любовь, способная прощать… Это – гимн роскоши человеческого общения». В.Н.Румянцева. 22 слайд: Лидия Корнеевна прожила долгую и трудную жизнь (1907 – 1996). Главную роль в её жизни сыграли отец, муж и С.Я.Маршак- друг отца. Вот что писала отцу из саратовской ссылки: «Ты действительно не знаешь, что я по-прежнему, по-детски, по-трёхлетнему, люблю тебя…? Не поверю я этому никогда, потому что ведь ты – ты». В воспоминаниях К.И.Чуковский называет свою дочь «врождённой гуманисткой». Маленькая Лида мечтала о том, чтобы «все люди собрались вместе и решили, чтобы больше не было бедных». И, как пишет Чуковский, он «первый раз понял, какая рядом с ним чистая душа». 23 слайд: Я ещё на престоле, я сторожем в доме твоём. Дом и я – есть надежда, что вместе, Вместе умрём. Ну, а если умру я, а дом твой останется жить, Я с ближайшего облака буду его сторожить. На восьмом десятке, белоснежно седая, в стихах к давно умершему отцу она по-прежнему мечтала об этом счастье – служить, сторожить, хотя бы тень заслонить – хотя бы тенью. 24-25 слайды. Дом Чуковского в Переделкино. Ныне это музей. 26 слайд: Лидия Корнеевна погребена возле отца, в одном холме, на расстоянии не более стихотворной строчки… Не исключено, что «Памяти детства» - это лучшая в мире книга о любви дочери к отцу. Глава XIII. «А сколько раз бывало: уснул; я умолкла – не шелохнулся; я задула свечу – спит; я дошла до двери – похрапывает; я вышла и для порядка стою минуту уже за дверью… И вдруг: - Ха-ха-ха! – искусственно-весёлый смех, смех отчаяния из-за дверей. – Она воображает, что я сплю. Ну, иди, иди, дурочка, тебе пора, тебе спать хочется… Я возвратилась и умолила его позволить мне почитать ещё немножко, а о сне я и думать не могу – совсем не хочется, как будто день или утро. Он позволил. Он так боялся остаться один! Я читала ещё около часа. Он уснул и спал всю ночь до утра… Такое мне выпало счастье!» Подведение итога. Можно прослушать мнение учащихся. Надеюсь, что впечатления будут сильные, материал не оставляет равнодушным!!! |
Loading
|