|
АллахАллах, имя бога в исламе. Образовано от арабского «илах» — божество, с прибавлением определённого члена «аль» (у арамейцев — «алаха»). А. как верховный бог был известен у северных арабов до ислама. Представление об А. как едином боге, творце мира, от которого зависит всё происходящее, установилось в раннем исламе (в частности, в Коране). Лит.: Гольдцигер И., Лекции об исламе, рус. пер., СПБ, 1912; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII — XV веках, [Л.], 1966. Алла́х (араб. الله [ʔalˤːɑːh]), арабское слово, означающее Единого и Единственного Бога. В исламе слово А. традиционно используется в любом языке, означая как собственно Бога, так и одно из его имён. По вере мусульман, А. — создатель и управитель всего сущего. Помимо него никто не обладает этими качествами. Существование А. является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. У Аллаха нет равных, и в этом выражается Его абсолютное единство. А. — имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имен и качеств, Единому, Единственному. А. вечен и не имеет начала и конца. Постижение его человеческим разумом невозможно. Однако некоторые его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата, то есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве. Имя «А.» образуется из определенного артикля «Аль» и слова «Илях», которое имеет значение «тот, кому поклоняются», «достойный поклонения». Артикль «Аль» указывает на единственность истинного Бога, достойного поклонения. Необходимо отметить, что слово А. не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственном числе. Слово Аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где одним из титулов Бога является именно Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе современном иврите и арамейском. Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «А.». Обычно, когда речь идёт об исламе, для обозначения Бога всё равно применяется слово «А.», даже не в арабоязычной среде. Таухид — единобожие, то есть признание того, что А. является единственным Творцом — Господом всего сущего (таухиду-ррубубийа), и то, что только он достоин поклонения (таухиду-ль-улухийа) и обладает такими атрибутами и качествами, которыми никто не обладает (таухид-уль-асма уа сыйфат). Таухид является основой исламской религии, его главной составляющей. Основным принципом доктрины исламского единобожия является утверждение того, что существует только один Бог — Творец всего сущего. Все процессы во вселенной и мироздании творятся только Им, посредством Его Слова, исполнителями которого являются ангелы. Исламская доктрина единобожия отвергает христианские представления об ипостасях Бога, выраженные в троице. Также отвергаются утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери, как это делают христиане, считая пророка Иисуса сыном Божьим. Отвергаются и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу. Неотъемлемой частью исламской доктрины единобожия является необходимость служения А. и совершение Ему актов поклонения. Служение и поклонение нельзя совершать никому и ничему помимо А. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека, которые должны быть одухотворенными искренней верой в Создателя. Ибн Таймия дал следующее определение поклонению: «Поклонение — это то, что любит Аллах и чем он доволен из дел и слов, скрытых и явных, или же это состояние души, такие как надежда, страх и упование». В исламской традиции существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества А., которыми он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдет в Рай». Например, именами А. являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т. д. Однако число имен А. не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне. В исламе, бытие А. непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной им природы, он сам не сотворен никем. А. создал все сущее из ничего и привел все в упорядоченное состояние, то есть все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. А. является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, А. установил для всех людей, животных, растений определенный срок жизни. Мусульмане верят, что все в мироздании совершается только по воле А., который способен сделать абсолютно все. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. А. видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего. Согласно Корану, кроме А. других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. А. запрещает служение лжебогам (по мнению мусульман). Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями и мифическими персонажами в исламе являются тягчайшими грехами (ширк) перед А., которые он не прощает, не иначе как после искреннего раскаяния человека. |
Loading
|