"Век нынешний" и "Век минувший"
"Век нынешний" и "Век минувший"
Комедия А. С. Грибоедова "Горе
от ума" была завершена в 1824 году. Она
создавалась во время смены одного
мировоззрения другим. Ярким завершением
этого процесса стало восстание декабристов
в 1825 году. Основной проблемой произведения
является противостояние двух эпох,
проблема двух мировоззрений: "века
минувшего", защищающего старые устои,
и "века нынешнего", выступающего
за решительные перемены.
Представителями
«века минувшего» являются Фамусов и
лица его круга. Они живут по старинке,
поддерживают старые порядки. А «век
нынешний» - Чацкий. Он как представитель
молодого поколения поддерживает
изменение порядка и не боится говорить
правду в лицо. Чацкий возвращается в
Москву к своей возлюбленной Софье, но
видит, что та стала поддерживать взгляды
своего отца, которым он был противник.
Столкновение Чацкого с фамусовским
обществом происходит в доме Фамусова,
где они случайно встречаются. Между
ними проходит разговор, в котором они
оба обмениваются своими взглядами на
жизнь. Чацкий высказал Фамусову всё,
что думал о нём и людях его круга. Этим
и началась борьба «века нынешнего» и
«века минувшего» в комедии «Горе от
ума». Их первые противоречия проходят
по поводу отношения к службе. Фамусов
считает службу главным доходом, нужно
иметь высокое звание и чин и не важно
каким образом ты это получишь. Это значит
что для того чтобы быть богатым надо
уметь прислуживаться, тем более, что
угодничество и низкопоклонство в
фамусовском обществе считается почётным.
Чацкий же имеет такое мнение: «Служить
бы рад, прислуживаться тошно». Люди
фамусовского круга не любили его и из-за
таких мировоззрений и считали его
сумасшедшим. Причём причиной сумасшествия
по их словам были просвещение,
образованность главного героя. Т.к. сами
не стремились к образованию. Например,
так об этом отзывается Хлестова:
"И
впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ,
лицеев, как бишь их;
"Да
от ланкарточных взаимных обучений»
Она любят власть, как и
другие члены фамусовского круга,
благодаря ей(власти) они имеют крепостных
крестьян, причём делают с ними что хотят:
«…И честь, и жизнь не
раз спасали: вдруг
На
них он выменял борзые три собаки!!!»
Чацкий осуждает их
крепостнических взгляды, чинопочитание,
невежество, преклонение перед всем
иностранным, ничтожность интересов…
Он критикует принятую в обществе систему
воспитания и с осуждением говорит о
невежественных учителях-иностранцах.
Воспитание детей в духе презрения к
народу, к национальной культуре, к
русскому языку возмущает его. Всю страсть
души своей он вкладывает в обличение
"пустого, рабского, слепого подражанья".
По событиям в комедии
мы видим, что в словах Чацкого автор
обличает все пороки дворянства, т.е.
взгляды Чацкого – это взгляды Грибоедова.