"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
В комедии «Горе от ума»,
написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов
касается множества серьезных вопросов
общественного быта, морали, культуры,
актуальных в эпоху смены веков, когда
меняются общественные устои и нарастают
противоречия между представителями
«века нынешнего» и «века минувшего».
В произведении встречаются
люди разного общества от Фамусова и
Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем
передового, революционно настроенного
общества является Александр Андреевич
Чацкий, ему противопоставлено
консервативное фамусовское общество,
в которое входит и старшее поколение
(Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья,
Молчалин). «Век минувший» - это не только
показатель возраста, но и система
устаревших взглядов.
Так
в каких же вопросах заключаются основные
противоречия между «веком нынешним» и
«веком минувшим»?
Члены
фамусовского общества ценят человека
только по происхождению, богатству, а
так же положению в обществе. Идеалами
для них служат такие люди, как Максим
Петрович, надменный вельможа и «охотник
поподличать». Все характерные черты
чинопочитания того времени ярко выражены
в образе Мочалина: он молчалив, боится
высказывать свое мнение, ищет расположение
у всех, чей чин выше его собственного,
ради того, чтобы стать важным чиновником,
он готов на многое. Для Чацкого главным
человеческим качеством является богатый
духовный мир. Он общается с теми, кто
ему действительно интересен и не
заискивает перед гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла
Афанасьевича и ему подобных – карьера
и обогащение. Кумовство – обычное
явления в их кругах. Светские люди служат
не на благо государства, а ради личной
выгоды, это подтверждает заявление
полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный
философ я сужу:
Мне
только бы досталось в генералы.
Чацкий
же не желает служить «лицам», именно
ему принадлежит высказывание: «Служить
бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич –
прекрасно образованный человек. Он три
года провел за границей, что изменило
его мировоззрение. Чацкий – носитель
новых, революционных идей, но именно
всё новое и прогрессивное пугает
фамусовское общество, а источник
«вольномыслия» эти люди видят в
просвещении:
Ученье –
вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком
человека, перечащего основным моральным
устоям, именно поэтому слух о его
сумасшествии так быстро распространился,,
и никому не составило труда в него
поверить.
У представителей
двух веков разные взгляды на любовь.
Фамусов из самого светлого и чистого
чувства сумел извлечь выгоду: для своей
дочери он избрал в мужья Скалозуба,
который «и золотой мешок, и метит в
генералы». Понятно, что при таком
отношении, о настоящей любви говорить
не приходится. Чацкий много лет сохранял
искренние чувства к Софье. Вернувшись
в Москву, он надеялся на взаимность, но
Софья оказалась под сильным влиянием
общества её отца, а также, начитавшись
французских романов, она нашла себе «и
мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина,
а он, в свою очередь, с помощью Софьи
собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Единственный раз мнения
Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе
о влиянии иностранцев на Россию, но у
каждого на то свои причины. Чацкий
говорит, как истинный патриот, он
противник «пустого, рабского, слепого
подражанья» иностранцам, ему противно
слушать речь людей фамусовского общества,
где господствовало «смешенье языков:
французского с нижегородским». Фамусов
негативно относится к иностранцам лишь
потому, что он отец, и его дочь может
ненароком выйти замуж за какого-нибудь
француза:
А всё Кузнецкий
мост и вечные французы,
Оттуда моду к нам, и авторы, и музы:
Грабители карманов и сердец.
В
столкновении с фамусовским обществом
Чацкий терпит поражение, но он остается
непобежденным, так как понимает
необходимость борьбы с «веком минувшим».
Он верит, что будущее принадлежит его
собратьям по духу.