«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов стал автором
одного гениального произведения,
оказавшего огромное влияние на всю
русскую литературу и занявшего в ней
исключительное место. Комедия "Горе
от ума” стала первой в истории русской
литературы реалистической комедией.
Она с поразительной точностью отразила
основной конфликт эпохи - столкновение
консервативных сил общества с новыми
людьми и новыми веяниями.
Впервые
в истории русской литературы в комедии
высмеян не один порок общества, а все
сразу: крепостничество, нарождающийся
бюрократизм, карьеризм, подхалимство,
солдафонство, низкий уровень образованности,
преклонение перед всем иностранным,
угодничество, низкопоклонство, то, что
в обществе ценятся не личные качества
человека, а "душ тысячки две родовых”,
чин, деньги.
Главный
представитель "века нынешнего” в
комедии— Александр Андреевич Чацкий
- молодой человек, хорошо образованный,
понявший, что "дым Отечества” "сладок
и приятен”, но многое в жизни России
того времени надо менять, и, в первую
очередь, сознание людей.
Герой
противостоит сплоченному в своем
нежелании что-либо менять фамусовскому
обществу, которым владеет страх перед
тем, что любые прогрессивные идеи,
вольнодумные мысли помешают их спокойному,
безмятежному, сытому существованию.
Его главным представителем и является
Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый
человек, но ярый противник всего нового,
прогрессивного, проявления любого
свободомыслия, вольности, новых
идей:
Строжайше б
запретил я этим господам
На
выстрел подъезжать к столице,
-говорит
он, имея в виду Чацкого и таких, как он.
Фамусов, выражая идеи
общества, представителем которого он
является, считает ненужной всякую
образованность и говорит, что "в чтеньи
прок-то невелик”, а его "соратник”, в
"ученый комитет который поселился”,
с криком требовал присяг, чтоб "грамоте
никто не знал и не учился, да и учителей
для своих детей дворяне, которые должны
были лести в себе культуру российского
общества, нанимали "числом поболее,
ценою подешевле”.
Иностранцы
и все иностранное - вот тот идеал, на
который равняются представители
фамусовского общества. Сам Фамусов -
"Английского клуба почтенный член до
гроба” - заявляет, что "дверь отперта
для званых и незваных, особенно из
иностранных”, и естественно, что люди
"века минувшего”, по выражению Чацкого,
разговаривают на языке, являющем собой
смешенье языков "французского с
нижегородским”.
Но не
только иностранцы желанные гости в доме
Фамусова. Понятно, что каждого мужчину,
посещающего его дом, он рассматривает
как потенциального жениха для Софьи,
но к "кандидату в женихи” предъявляются
определенные требования, и не к душевным
качествам, не к чертам характера, до
этого представителям фамусовского
общества дела нет, а к материальному
благосостоянию:
Будь
плохонький, да если наберется
Душ
тысячки две родовых,
Тот
и жених.
Конечно,
возлюбленный Софьи Молчалин, безденежный,
безродный и бессловесный секретарь
Фамусова, которому "ведь надобно ж
зависеть от других”, остается без
шансов: "кто беден”, тот Софье "не
пара”, а вот полковник Скалозуб - "и
золотой мешок, и метит в генералы”.
А Чацкий по-другому
относится к "звездам и чинам”. Он
"служить бы рад”, но прислуживаться
ему тошно, он считает, что надо служить
"делу, а не лицам”.
Но
в обществе "века минувшего” считается
почетным угодничество и низкопоклонство.
Например, Фамусов рассказывает о своем
дяде Максиме Петровиче, который "не то
на серебре, на золоте едал” и имел "сто
человек к услугам”, но
Когда
же надо подслужиться,
И
он сгибался вперегиб.
А
Чацкий не готов мириться с таким
подхалимством я противопоставляет "век
нынешний” и "век минувший”:
Как
тот и славился, чья чаще гнулась шея,
Как не в войне, а в мире
брали лбом.
Стучали об
пол не жалея!..
Но между
тем, кого охота заберет,
Хоть
в раболепстве самом пылком
Теперь,
чтобы смешить народ.
Отважно
жертвовать затылком.
Но
чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым
поклоняется "век минувший”. Женщины
"к мундирам так и льнут”, "а потому
что патриотки”, - с иронией замечает
Грибоедов устами Чацкого.
Но
"расшитый и красивый” мундир укрывал
"слабодушие и рассудка нищету” военных.
Ярким примером этому служит полковник
Скалозуб, красноречиво рассуждающий
лишь о "фронте и рядах”, судящий обо
всем "как истинный философ”, а о женщине
небрежно отзывается: "Мы с нею вместе
не служили”. В женском обществе царят
те же законы, что и в мужском. Темами
обсуждения в нем являются наряды,
последний "бал и маскарад” и свежие
сплетни, "словечка в простоте не скажут,
все с ужимкой”. Начитавшись сентиментальных
французских романов, они в своем
воображении создают идеал "мужа-мальчика,
мужа-слуги”.
И в этом,
как ни странно, "соратником” Чацкого
становится сам Фамусов, восклицающий:
Когда
ж избавит нас творец
От
шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Он называет французов
"губителями карманов и сердец”. Истоки
пороков общества, окружающего Чацкого,
лежат в самом обществе. Так, представители
"века минувшего” трепещут перед тем,
"что станет говорить княгиня Марья
Алексевна” и что "сильные мира сего”
не "порадеют родному человечку”. "Ведь
нынче любят бессловесных”, - в отчаянии
восклицает Чацкий, имея в виду Молчалина,
который не "смеет своего сужденья
произнесть”.
Зависимость
всего и всех от мнения более чем не
всегда достойных людей - вот следствие
процветания фамусовского общества, где
предметом разговоров и хвастовства
являются крепостные, которых можно
выменять на "борзые три собаки”, где
низкого и подлого человека "ругают
везде, а всюду принимают”, где нет места
благородству, самоотверженности и
любви.
Но, к счастью,
Чацкий не одинок. Его свежая сила только
еще "нарождалась”. Кроме Чацкого в
комедии ее не представляет никто из
сценических персонажей, но в репликах
действующих лиц присутствует упоминание
о князе Федоре, двоюродном брате
Скалозуба, "химике и ботанике”, о
профессорах Пединститута, "упражняющихся
в расколах и безверьи”.
Вопреки
симпатиям автора, победа оказывается
на стороне фамусовского общества, хотя
моральную победу одерживает Чацкий. В
этом проявился реализм комедии.
Что
будет с Чацким и такими, как он, никто
не знает, автор оставляет это домысливать
читателю.