«Горе от ума» как политическая комедия
«Горе от ума» как политическая комедия
Комедия "Горе от ума” —
одна из подлинно реалистических комедий
в русской литературе. В тексте комедии
все представлено очень живо, незабываемо,
психологически верно.
Но
современный читатель "Горя от ума” с
трудом воспринимает произведение как
комедию. Объясняется это тем, что главный
герой ее Чацкий не является комическим
персонажем. Причины его разногласий с
фамусовским обществом слишком серьезны,
и монологи Чацкого, обличающие "прошедшего
житья подлейшие черты”, заглушают
комедийное звучание произведения.
При написании произведения
Грибоедов использовал элементы комедии.
Это — наличие любовной интриги,
саркастическое изображение персонажей,
комизм положения Чацкого в доме Фамусова,
диалоги персонажей.
"Горе
от ума” — политическая комедия, потому
что в ней поставлены злободневные
общественные вопросы того времени: о
государственной службе, о крепостном
праве, о просвещении, о воспитании, о
рабском подражании всему иностранному.
Реализм "Горя от ума” выявляется и в
принципах изображения персонажей. У
Грибоедова все персонажи — характеры,
верные правде жизни, яркие, не одномерные.
Персонажи "Горя от ума” не карикатуры,
а точные подобия живых людей.
Грибоедов
с горькой иронией раскрывает в диалогах
и монологах персонажей бедственное
положение народа и страны, где угодливость
Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба,
бюрократизм и чванство Фамусова,
пустословие Репетилова предпочтительнее
ума и здравомыслия Чацкого.
Более
всего характеризует то общество, которое
противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром
это общество мы называем "фамусовским”.
Фамусов — типичный московский барин
начала XIX века с характерной смесью
самодурства и патриархальности. В образе
Фамусова высмеяно высшее чиновничество,
его бездеятельность на службе, чванство,
взяточничество.
Ярким
примером безделья является составление
Фамусовым расписания на неделю, где все
дни заняты зваными обедами и ужинами.
Идеал человека для Фамусова — тот, кто
сделал выгодную карьеру; при этом для
него неважно, какими средствами это
достигнуто. Его политические идеалы
сводятся к прославлению всего старого,
устоявшегося, ему хорошо живется, и он
не хочет никаких перемен. Чацкого он
боится и не любит, потому что видит в
нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.
В Фамусове поражает откровенная
безнравственность. Она особенно опасна
тем, что Фамусов, как знатный барин,
имеет большую власть над людьми.
Безнравственность власти не может не
быть страшной и опасной. Фамусов, каким
его создал Грибоедов, зло не отвлеченное,
а конкретное, живое. В его реальность
веришь — и потому оно особенно пугает.
Это справедливо и в
отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб
отображает измельчание, опошление
военного человека. Его грубое солдафонство,
презрение к культуре, невежество
отталкивают читателя. Это удачливый
карьерист, который характеризуется
самой фамилией. Но карьеризм его
преступен. Он основан на военных потерях
в армии: "Иные, смотришь, перебиты”.
Автор высмеивает Скалозуба как тупого
и бездумного офицера аракчеевской поры,
противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт
в образе Репетилова. "Молодые”
либеральные идеи дают возможность этой
части дворянства "возыметь” в клубе.
Свою деятельность они прикрывают
пустословием. С исключительной
сатирической силой разоблачена в комедии
пустая и пошлая возня, шумиха и крик,
дискредитирующие и тормозящие либеральное
движение.
По всем качествам
характера Молчалин тоже принадлежит к
фамусовскому обществу. Читателю он
кажется ничтожеством: боится произнести
лишнее слово, угодничает, не имеет
собственного мнения, однако именно эти
"качества” являются залогом его
будущего успеха в фамусовском. мире.
Фамусовское общество
представлено в комедии широко и
многообразно. Это не только многие
основные герои, но и второстепенные,
эпизодические. Например, Хлестова —
важная московская барыня, грубоватая,
властная, привыкшая не сдерживаться в
словах. Загорецкий — необходимый спутник
всех фамусовых и хлестовых. "Лгунишка
он, картежник, вор... /Я от него было и
двери на запор; /Да мастер услужить...”
— говорит о нем Хлестова.
Чацкий
является обличителем всех пороков
общества. Его монолог "А судьи кто?”
звучит как приговор политическому строю
и моральным устоям фамусовского общества.
Более всего ему ненавистны деспотизм
и рабство, глупость и бесчестье, умственная
и нравственная глухота. Он бичует
подлость крепостников. Он не может
молчать, оттого что ему больно и мучительно
видеть вокруг зло и несправедливость,
он ненавидит все дурное, потому что
любит добро и истину.
Чацкий
— это тоже проблема. Проблема непонятой
и высмеянной интеллигенции, проблема
попранного патриотизма и притесненной
культуры. Это даже не, проблема, а целый
аспект проблем, не увиденных равнодушным
обществом и в результате вылившихся в
восстание декабристов 1825 года.
Чацкий
— это прообраз декабристов, ниспровергателей
старой эпохи.
Комедия
"Горе от ума” произвела большое
впечатление на современников и не менее
сильно воздействовала и позднее —
вплоть до нашего времени. Ею восхищались
Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский,
М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие
русские писатели и читатели. Комедия
не утратила своей злободневности и
сегодня. Образ Чацкого будет жить до
тех пор, пока на смену одной эпохе будут
приходить другие, и он всегда будет
"начинать новый век”.