…Между главным героем и
фамусовской Москвой огромная пропасть,
это как небо и земля, это как медаль о
двух сторонах… Жизненные принципы и
устои у них различны, и, самое главное,
Чацкий превосходит этих людей по уму в
несколько раз. Таких людей опасаются,
злятся на их превосходство --совершенно
так, как в комедии. Чацкий совсем иной,
выделяющийся из массы, и никто не хочет
видеть человека лучше себя. Главный
герой лишний на этом «празднике
жизни».
Диалог Чацкого
и Молчалина дает ясные предпосылки к
разрыву героя с окружающими, и на балу
этот конфликт обнаруживается
неудержимо.
Вот
начинают появляться гости, такие
характерные для окружения Фамусова.
Чета Горичей прибывает первой, и Наталья
Дмитриевна ищет поскорей того, кто
сможет по достоинству оценить ее новый
наряд и мужа. Да-да, для властной дамы
эти вещи равнозначны: что Платон
Михайлович, что тюрлюрлю—все едино,
все выставляется напоказ, все предметы
хвастовства и гордости.
Унылый, подавленный вид мужа Натальи
расписывает его нелегкое прошлое со
своей женой—Чацкий не сразу узнает в
распухшем тусклом человеке бодрого
боевого товарища. Жена довольна—муж
находится под ее полным контролем, она
вылепила из него свой идеал, прежде
всего, для показа общественности.
Князья Тугоуховские с шестью дочерьми
продолжают образ хозяина дома. Княгиня
лихорадочно подыскивает дочерям женихов.
Узнав, что Чацкий не богат и не выслужился,
она отзывает мужа, пошедшего было за
ним.
Хрюмины, Хлестова,
Скалозуб, Загорецкий—здесь почти каждый
из гостей--соперник другому. Идет
соревнование в тщеславии, и идет оно не
на жизнь, а на смерть.
Появление Чацкого будоражит пришедших,
и пробегает тень волнения. За минимальное
количество времени Чацкий успевает
досадить всем: Наталья Дмитриевна
боится, что старательно вылепленный
идеал мужа растает от горячих, «вольных»
слов Чацкого; внучку Хрюмину оскорбило
его высказывание о том, что она лишь
«подражательница модисткам», Хлестову
задел смех героя. Все, включая Фамусова,
ощутили неприязнь, которая ищет лазейку
и, наконец, выливается в слух о
сумасшествии.
Интересен
факт, что именно София стала причиной
этого слуха-- она не меньше других
раздражена и мимоходом роняет фразу:
«Он не в своем уме». Но, осознав, что она
сказала, решает ничего не исправлять,
и ошибка становится местью.
Слух этот, как и в жизни, распространяется
с невероятной быстротой. Со всех сторон
слышатся предположения о причине
сумасшествия Чацкого. Кто-то считает,
что виной всему алкоголь, который герой
якобы тянет «стаканами, нет, бутылками,
нет, бочками». Другие винят наследственность,
ведь «матушка его с ума сходила восемь
раз». Но очень скоро и эти доводы
показались слишком невинными. «Ученье—вот
чума, ученость—вот причина,
что…много…развелось безумных людей,
и дел, и мнений…»--Фамусов наконец
говорит то, что так тяжко томило всех,
и каждый чувствует ненависть ко всему
близкому к Чацкому — это лицеи и гимназии,
профессоры, а главное — книги. Выходит,
раздражение и злость испытываются не
только к главному герою, но и ко всему
правильному и умному. Идеи по прекращению
так называемого зла высказывают Фамусов:
«Собрать бы книги все да сжечь» и
Скалозуб: «… в школах будут по-нашему
учить: раз, два!».
Неудивительно, что Чацкий подавлен, и
«мильон терзаний» разрывают его сердце.
Он возмущен всем, что здесь происходит,
он говорит о низости этих людей, глупости
подражания и поклонения чужому. Тем
временем мы знаем, что впереди его ждут
еще большие потрясения. Его монолог--
единственный на всем балу, где говорится
о вещах значительных и стоящих.
…Чацкий одинок. Наверное, это проигрыш
в поединке благородства и низости. Гости
«старательно кружатся в вальсе», а
Чацкий стоит один посреди бала, на
котором он лишний и ненужный. Он уже
здесь определяет для себя единственно
правильный путь: «Вон из Москвы!».