В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Хоть есть охотники поподличить
везде, Да нынче смех
страшит И держит стыд
в узде. А.
Грибоедов
Смысл комедии
"Горе от ума”, я полагаю, в показе духа
Москвы того времени, ее нравов. В комедии
разворачивается противоборство двух
сил: старого мира аристократов, не
желающего покидать сцену жизни, и нового
поколения прогрессивно настроенных
людей России. Столкновение
Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому
что старые аристократы не любят перемен,
они привыкли жить и доживать так, как
им удобно. Жизнь общества в этом смысле
их мало интересует. Фамусов
сразу же почувствовал, что с приездом
Чацкого начнутся разные неприятности
и нарушения порядка, хотя еще не знал о
его взглядах. Молодое, сильное, цветущее
начало в человеке уже само по себе дает
таким людям, как Фамусов, повод для
беспокойства. А что уж говорить о реакции
на смелые суждения Чацкого. Мир,
который Фамусов так старательно оберегает
от внешних влияний, представляет собой
сплошную ложь отношений и удручающую
безнравственность. Софья скрывает свои
поэтические чувства к Молчалину, боясь,
что их не поймут. А Молчалин в свою
очередь притворяется влюбленным. На
балах у Фамусова царит дух чванства и
высокомерия. Князья Тугоуховские,
например, глухи ко всему на свете, кроме
богатства и званий. В
отношениях между гостями витает холод
осторожности и враждебности друг к
другу. Естественно,
Чацкий, попав в такое окружение, впал в
хандру и скуку. Даже влюбленность в
Софью не помогала ему сколько-нибудь
взбодриться. Он уезжает, но любовь к
Софье и к родине все же вновь возвращает
его в Москву уже энергичным, полным
созидательных стремлений. Но его ждут
новые разочарования: его энергия и
благородные порывы никому не нужны в
фамусовской Москве. Любовь также терпит
крах: после разговора с Фамусовым у
Чацкого возникли подозрения, что он
мечтает отдать Софью за генерала
Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно
узнавая Софью, разочаровывается в ней.
Он замечает, что она видит мир искаженным.
Слыша, как восхищенно она говорит о
Молчалине, Чацкий убеждается, что она
вовсе не понимает его истинной сути. Он
спрашивает ее: "Но есть ли в нем та
страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб,
кроме вас, ему мир целый казался прах и
суета?” Затем добавляет: "А Скалозуб!
Вот загляденье!..” Но
Софья не почувствовала в его словах ни
предосторожности, ни иронии. Она отвечает:
"Герой не моего романа”. Чацкого
терзает мысль, как такая умная девушка
могла полюбить подлеца Молчалина,
корыстолюбца и подхалима:
С
такими чувствами, с такой душой
Любим! Обманщица,
смеялась надо мной!
В
конце, когда все окончательно раскрывается,
Чацкий признается сам себе, что горько
обманулся в Софье;
Зачем
меня надеждой завлекли? Зачем
мне прямо не сказали, Что
все прошедшее вы обратили в
смех?.. ...Вот я пожертвован
кому!
Но жертва любви
— не самая большая жертва в жизни
Чацкого. Его, с легкой руки Софьи
обронившей: "А, Чацкий! Любите вы всех
в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”,
— объявляют сумасшедшим, и слух этот
быстро распространяется по Москве. Смысл
комедии, по-моему, и в том, что Чацкий,
несмотря на свои поражения и нравственные
муки, не отступил от верности своим
идеалам. В доме Фамусова
он до конца выступает как обличитель
его обитателей, изо всех сил цепляющихся
за прошлое, пытающихся остановить ход
времени.