Комедия "Горе от ума” - одно
из величайших произведений русской
литературы. Основной конфликт комедии
- борьба двух лагерей, двух эпох русской
жизни - "века нынешнего” и "века
минувшего”.
Грибоедов
- новатор своего времени. Он отступает
от канонов классицизма и вводит в комедию
недопустимое для этого направления
количество действующих лиц. "В моей
комедии двадцать пять глупцов на одного
здравомыслящего человека”, - говорил
автор. Кроме того, автор рисует множество
внесценических персонажей, что также
не соответствует нормам классицистического
произведения.
Все
образы в комедии можно разделить на три
группы: главные, второстепенные и
внесценические. Последние играют
немаловажную роль в развитии основного
конфликта пьесы. С их помощью автор
расширяет как временные, так и
пространственные границы пьесы. Подобно
сценическим, все внесценические персонажи
относятся либо к "веку минувшему”,
либо к "веку нынешнему”, тем самым
Грибоедов рисует не просто картину
нравов московского общества, но и
изображает основной конфликт эпохи,
наступившей после Отечественной войны
1812 года.
Используя
реплики, упоминания, автор вводит в
комедию один за другим внесценические
персонажи, насыщая картину все более
яркими красками.
Так,
мы узнаем и о "Несторе негодяев знатных”,
который своих преданных слуг выменял
на "борзые три собаки”, и о помещике-театрале,
не согласившем "должников к отсрочке”,
и в результате чего "Зефиры и Амуры все
распроданы поодиночке”, и о сестре
Хлестовой Прасковье, для которой
Загорецкий "двух арапчонков на ярмарке
достал”, и тот, у кого "на лбу написано:
театр и маскерад, дом зеленью раскрашен
в виде рощи, сам толст, его артисты
тощи”.
Мы видим, что
и к службе внесценические персонажи
относятся так же, как Фамусов и Молчалин.
Максим Петрович, который "на золоте
едал” и ездил "вечно цугом”, "при
государыне служил Екатерине”, но "когда
же надо подслужиться, и он сгибался
вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал
при дворе, словно шут. Зато теперь и в
вист он чаще приглашен, и "при дворе
приветливое слышит слово”, а главное
- "в чины выводит и пенсии дает”. Вот
идеал всех Фамусовых и молчаливых. А
брат его— Кузьма Петрович, "с ключом
и сыну ключ умел доставить; богат и на
богатой был женат” - московский туз,
перед которым преклонялась вся Москва.
А сам Фома Фомич: "При трех министрах
был начальник отделенья”, - замечает
Молчалин, а по мнению Чацкого, "пустейший
человек из самых бестолковых”. Это и
отец Молчалина, который завещал сыну
"угождать всем людям без изъятья”, это
и Настасья Николаевна, способствующая
делам, и барон фон Клоц со своими
продажными секретарями и многие другие.
Кумовство и протекция царят в фамусовском
обществе, о чем мы знаем из монологов
героев: "служащие чужие очень редки;
все больше сестрины, свояченицы детки”.
Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой
рекомендует съездить Молчалин Чацкому
за "покровительством”. Также это "трое
из бульварных лиц, которые с полвека
молодятся и с помощью сестриц со всей
Европой породнятся ”.
Всех
их объединяет праздное времяпрепровождение
(тетушка Софьи, Прасковья Федоровна),
любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна,
которая "из Петербурга возвратясь,
рассказывала про вашу с министрами
связь”). Все московские дамы испытывают
особую любовь ко всему иностранному и
презрение к национальной культуре. Это
все те иностранцы, которые приехали в
Россию "со страхом и слезами”, но здесь
нашли, что "ласкам нет конца”. Мадам
Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер
Гильоме, "подбитый ветерком”, - все они
любимы в обществе только благодаря
своему происхождению.
Ко
второй группе внесценических персонажей
"века минувшего” относятся все друзья
и знакомые Репетилова из секретнейшего
союза - жалкое подобие тайного общества,
претендующего на роль передового. Это
и англоман князь.Григорий, и "любитель”
итальянской оперы Воркулов Евдоким, и
чудесные ребята Левой и Боринька, и
гений-сочинитель Удушьев Ипполит
Маркелыч, и их председатель - "ночной
разбойник, дуэлист и крепко на руку
нечист”. Вот те, которые решают "важнейшие”
вопросы. Сам Репетилов рассказывает,
чем они занимаются на собраниях: "Шумим,
братец, шумим”.
Все
эти персонажи в очередной раз подтверждают,
что лагерь Фамусовых велик, но есть
среди внесценических персонажей и
представители "века нынешнего”. Это
профессора Педагогического института,
"упражняющиеся в расколах и безверьи”,
двоюродный брат Скалозуба, который
"службу вдруг оставил, в деревне книги
стал читать”, племянник княгини
Тугоуховской Федор, занимающийся химией
и ботаникой, а также вся передовая
молодежь, от имени которой выступает
Чацкий в своем монологе "А судьи кто?..”:
"Где, укажите нам...”, "Пускай теперь
один из нас...”. Это те люди, которые
являются надеждой на светлое будущее
России.
Введение
такого обилия внесценических персонажей
не только расширило временные и
пространственные рамки комедии, но и
способствовало раскрытию основного
конфликта пьесы - столкновения двух
эпох.