Центральный Дом Знаний - Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр "Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы. Они сразу почувствовали ее революционный пафос и остроту идей. Для них комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств. 
    В пьесе нашла широкое отражение эпоха зарождения и развертывания декабристского движения. 
    В общественной комедии Грибоедова отражена борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов. Их противостояние нашло место в социальном конфликте "века нынешнего” и "века минувшего”. 
    Представителями московского барства в пьесе являются Фамусов и его окружение. Это лишенные всякого чувства гуманности враги свободы, просвещения, сокровенное желание которых - "забрать все книги бы да сжечь”. Прогрессивное дворянство представляет Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей в пьесе. 
    Общественный конфликт сложился в пьесе из-за неприятия Чацким идеалов "века минувшего” и его желания выставить на всеобщее обозрение пороки и недостатки этого общества. Он выступает как идеолог "века нынешнего”. 
    Александр Андреевич - умный, честный, образованный человек, горячо любящий свою Отчизну. Грибоедов первый в русской литературе создал образ положительного героя своего времени. Автор подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, который означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он принадлежит к передовым людям с новым мышлением, высокими нравственными принципами, которые не лгут и не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Они свободно мыслят, занимаются науками, путешествуют не ради забавы, а ради самообразования:

    Хотел объехать целый свет, 
    И не объехал сотой доли.

    Чацкий интересуется литературой: "Он славно пишет, переводит”. Герой хотел служить "делу, а не лицам”. Он презирает тех людей, которые "тем, кто выше, лесть, как кружево, плели...” Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Представители "века минувшего” считали необходимой службу просвещенному монарху: 

    Тогда не то, что ныне, 
    При государыне служил Екатерине!

    А декабристы ставили на первое место служение Отчизне. Образ жизни московского дворянства для Чацкого неприемлем. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что ждать перемен в среде чиновного барства не приходится:

    Что нового покажет мне Москва? 
    Вчера был бал, а завтра будет два.

    Чацкий осуждает пустое и праздное времяпрепровождение представителей "века минувшего”:

    Да и кому в Москве не зажимали рты 
    Обеды, ужины и танцы?

    Александр Андреевич - гуманист, защитник свободы и независимости личности. Он страстно бичует ненавистный ему крепостнический строй, говоря о "Несторе негодяев знатных” и о помещике-театрале. 
    Моральные принципы Чацкого - это свободный и независимый образ жизни вместо "преклонения перед мнениями чужими”, независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства:

    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; 
    Как не в войне, а в мире брали лбом; 
    Стучали об пол не жалея!

    Александр Андреевич смело высказывает свои суждения в глаза тем, кого осуждает:

    Помилуйте, мы с вами не ребяты, 
    Зачем же мнения чужие только святы.

    Он обличает отношение фамусовского общества к образованию и просвещению:

    Что нынче, так же, как издревле, 
    Хлопочут набирать учителей полки, 
    Числом поболее, ценою подешевле?

    Герой иронизирует над отношением "века минувшего” к образованию:

    А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, 
    В ученый комитет который поселился 
    И с криком требовал присяг, 
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

    Еще одна проблема того времени - взаимоотношение национального и европейского. Национальная самобытность - идеал Чацкого и декабристов:

    Я одаль воссылал желанья 
    Смиренные, однако вслух, 
    Чтоб истребил господь нечистый этот дух 
    Пустого, рабского, слепого подражанья.

    Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет "веком покорности и страха”. 
    Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу, но глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа лишнего человека. Сам герой не сознавал себя одиноким. Так, в своем монологе "А судьи кто...” он выступает от имени своего поколения. Да, на сцене Чацкий один, но есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущих побед Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который "службу вдруг оставил” и "в деревне книги стал читать”. Это и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, "химик и ботаник”. Это и профессора Педагогического института, "упражняющиеся в расколах и безверьи”. 
    В статье "Мильон терзаний” Гончаров отметил, что вечность, неизбежность роли Чацкого заключается в том, что он появляется "при каждой смене одного века другим”. 
    Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что его имя в черновиках писалось "Чадский”, напоминая читателю о личности П. Я. Чаадаева. 
    Трагизм Чацкого - это трагизм лучших людей эпохи. 

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24