Преодолевая
шаблоны легкой классической комедии,
осваивая достижения русской и зарубежной
драматургии, Грибоедов создал первую
реалистическую комедию в русской
литературе - свой бессмертный шедевр
"Горе от ума”. Комедию восторженно
встретили декабристы. Они сразу
почувствовали ее революционный пафос
и остроту идей. Для них комедия явилась
художественным обобщением их собственных
идей и чувств.
В пьесе
нашла широкое отражение эпоха зарождения
и развертывания декабристского
движения.
В общественной
комедии Грибоедова отражена борьба
двух основных лагерей, двух миров
московского общества накануне восстания
декабристов. Их противостояние нашло
место в социальном конфликте "века
нынешнего” и "века минувшего”.
Представителями
московского барства в пьесе являются
Фамусов и его окружение. Это лишенные
всякого чувства гуманности враги
свободы, просвещения, сокровенное
желание которых - "забрать все книги
бы да сжечь”. Прогрессивное дворянство
представляет Александр Андреевич
Чацкий, подлинный выразитель декабристских
идей в пьесе.
Общественный
конфликт сложился в пьесе из-за неприятия
Чацким идеалов "века минувшего” и его
желания выставить на всеобщее обозрение
пороки и недостатки этого общества. Он
выступает как идеолог "века
нынешнего”.
Александр
Андреевич - умный, честный, образованный
человек, горячо любящий свою Отчизну.
Грибоедов первый в русской литературе
создал образ положительного героя
своего времени. Автор подчеркивает в
комедии ум Чацкого, ясный и острый,
который означал, что он был не просто
умным человеком, а вольнодумцем. Он
принадлежит к передовым людям с новым
мышлением, высокими нравственными
принципами, которые не лгут и не
приспосабливаются, не зависят от
общественного мнения. Они свободно
мыслят, занимаются науками, путешествуют
не ради забавы, а ради самообразования:
Хотел
объехать целый свет,
И
не объехал сотой доли.
Чацкий
интересуется литературой: "Он славно
пишет, переводит”. Герой хотел служить
"делу, а не лицам”. Он презирает тех
людей, которые "тем, кто выше, лесть,
как кружево, плели...” Вопрос об отношении
к службе стоял еще со времен классицизма.
Представители "века минувшего” считали
необходимой службу просвещенному
монарху:
Тогда не
то, что ныне,
При
государыне служил Екатерине!
А
декабристы ставили на первое место
служение Отчизне. Образ жизни московского
дворянства для Чацкого неприемлем. Он
прекрасно отдает себе отчет в том, что
ждать перемен в среде чиновного барства
не приходится:
Что
нового покажет мне Москва?
Вчера
был бал, а завтра будет два.
Чацкий
осуждает пустое и праздное времяпрепровождение
представителей "века минувшего”:
Да
и кому в Москве не зажимали рты
Обеды,
ужины и танцы?
Александр
Андреевич - гуманист, защитник свободы
и независимости личности. Он страстно
бичует ненавистный ему крепостнический
строй, говоря о "Несторе негодяев
знатных” и о помещике-театрале.
Моральные
принципы Чацкого - это свободный и
независимый образ жизни вместо
"преклонения перед мнениями чужими”,
независимость и гордое достоинство
вместо низкопоклонства:
Как
тот и славился, чья чаще гнулась
шея;
Как не в войне, а
в мире брали лбом;
Стучали
об пол не жалея!
Александр
Андреевич смело высказывает свои
суждения в глаза тем, кого
осуждает:
Помилуйте,
мы с вами не ребяты,
Зачем
же мнения чужие только святы.
Он
обличает отношение фамусовского общества
к образованию и просвещению:
Что
нынче, так же, как издревле,
Хлопочут
набирать учителей полки,
Числом
поболее, ценою подешевле?
Герой
иронизирует над отношением "века
минувшего” к образованию:
А
тот чахоточный, родня вам, книгам
враг,
В ученый комитет
который поселился
И
с криком требовал присяг,
Чтоб
грамоте никто не знал и не учился?
Еще
одна проблема того времени - взаимоотношение
национального и европейского. Национальная
самобытность - идеал Чацкого и
декабристов:
Я одаль
воссылал желанья
Смиренные,
однако вслух,
Чтоб
истребил господь нечистый этот
дух
Пустого, рабского,
слепого подражанья.
Прошедший
век, которым так восхищается Фамусов,
Чацкий называет "веком покорности и
страха”.
Чацкий,
единственный из сценических персонажей,
противопоставлен фамусовскому обществу,
но глубоко ошибочно истолкование Чацкого
как образа лишнего человека. Сам герой
не сознавал себя одиноким. Так, в своем
монологе "А судьи кто...” он выступает
от имени своего поколения. Да, на сцене
Чацкий один, но есть внесценические
персонажи, показывающие его типичность,
свидетельствующие в пользу грядущих
побед Чацкого. Это двоюродный брат
Скалозуба, который "службу вдруг
оставил” и "в деревне книги стал
читать”. Это и племянник княгини
Тугоуховской князь Федор, "химик и
ботаник”. Это и профессора Педагогического
института, "упражняющиеся в расколах
и безверьи”.
В статье
"Мильон терзаний” Гончаров отметил,
что вечность, неизбежность роли Чацкого
заключается в том, что он появляется
"при каждой смене одного века
другим”.
Историческая
типичность Чацкого доказывается,
например, тем, что его имя в черновиках
писалось "Чадский”, напоминая читателю
о личности П. Я. Чаадаева.
Трагизм
Чацкого - это трагизм лучших людей эпохи.