Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Главный
герой комедии Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий современник автора. Как и
Грибоедов, он принадлежит к поколению
«детей 1812 года», является представителем
прогрессивного крыла дворянской
интеллигенции. В уста героя Грибоедов
вкладывает свои мысли о бесчеловечности
крепостного права, о неприязни к тупой
военщине, о непривлекательности
низкопоклонства и карьеризма, о
необходимости уважать национальную
культуру, любить свой народ. В плане
политического мировоззрения можно
говорить о тождестве Грибоедова с
Чацким. В личной жизни
Грибоедов не был подобен своему герою.
Если Софья Фамусова изменила своей
любви к Чацкому, то Нина Чавчавадзе,
жена поэта, до конца жизни хранила
верность своему избраннику оставшись
семнадцатилетней вдовой, она никогда
больше не вышла замуж. Есть
черты сходства и в биографиях автора и
его героя. Грибоедов сделал блестящую
дипломатическую карьеру. Вместе с тем
в правительственных кругах Грибоедова
не любили, относились к нему настороженно.
Отблески этих обстоятельств лежат и на
биографии Чацкого: «Татьяна Юрьевна
рассказывала что-то... С министрами про
вашу связь, потом разрыв», говорит
Чацкому Молчалин. Грибоедов
был одним их образованнейших людей
своего времени. Образован и одарен и
его герой. «...Он малый с головой, и славно
пишет, переводит», говорит Фамусов,
рекомендуя Чацкого Скалозубу, а чуть
позднее сам герой, рисуя образ своего
воображаемого сторонника, признает
пауку и искусство наиболее достойными
из занятий: ...Не требуя
ни мест, ни повышенья в чин, В
пауки он вперит ум, алчущий познаний; Или
в душе его сам бог возбудит жар К
искусствам творческим, высоким и
прекрасным... Как и
Чацкий, Грибоедов становится жертвой
своего ума: арест, но подозрению в
причастности к «делу» декабристов,
недоверие правительства и «политическая
ссылка» (собственные слова Грибоедова)
на дипломатическую работу в Иран,
мученическая смерть в Тегеране. Чацкий
навсегда покидает Москву с «мильоном
терзаний» в груди, с несбывшимися
надеждами, оскорбленным чувством. В
подобном же состоянии Грибоедов через
пять лет после создания комедии навсегда
покидает Россию. Вместе
с тем Чацкий не литературный автопортрет
Грибоедова, он во многом отличен от
своего создателя. Прежде всего, Чацкий
герой-романтик, по своему политическому
темпераменту близкий к романтикам-декабристам.
Вопрос об отношении самого Грибоедова
к декабристскому движению более сложен.
В программно-политическом отношении
Грибоедов, безусловно, разделял многие
взгляды декабристов и сочувствовал им,
однако свою принадлежность к тайному
обществу он решительно отрицал (па
допросах в Главном штабе), признав
только, что «брал участие в смелых
суждениях насчет правительства: осуждал,
что казалось вредным, и желал лучшего».
Вопрос о причастности Грибоедова к
декабрьским событиям 1825 года до настоящего
времени не выяснен окончательно, по не
вызывает сомнения, что в своих политических
прогнозах Грибоедов, с его знанием
механизмов российской государственной
машины и опытом дипломатической работы,
был отнюдь не романтиком, а трезво
мыслящим реалистом. Отсюда грустная
ирония в его знаменитых словах о
декабристском восстании: «Сто прапорщиков
хотят перевернуть весь государственный
быт России». Ставя
под сомнение успех декабристского
восстания, Грибоедов вместе с тем не
утверждал, что оно бессмысленно.
Бессмысленно ли благородное негодование
Чацкого в ситуации, когда (как понимает
автор и как понимает зритель) он заведомо
не будет услышан? Прав ли Пушкин, замечая,
что Чацкий неумен, ибо умный человек не
стал бы «метать бисер перед репетиловыми»?
Пушкин прав в том смысле, что в жизни
поведение Чацкого вольнодумные монологи,
обращенные к Фамусову, к «толпе глупцов»
было бы абсурдно и потому оно неприемлемо,
психологически недостоверно в
реалистическом произведении. Но Чацкий
сценический персонаж, призванный стать
проводником взглядов автора, его
идеологический «двойник». Мысли,
которые Грибоедов, будучи государственным
служащим и здравомыслящим человеком,
не мог себе позволить высказать открыто,
он произносит от лица своего героя.
Слова Грибоедова - Чацкого о свободе и
достоинстве, о любви к своему «умному,
бодрому» народу и ненависти к рабству,
его проповедь высоких идеалов все это
обращено не к Фамусову, а к современнику
читателю и зрителю. В Чацком Грибоедов
воплотил лучшие черты своего поколения,
лучшие свойства собственной души.