Гениальный драматург, талантливый
поэт и выдающийся дипломат, один из
образованнейших людей своего времени,
Александр Сергеевич Грибоедов своей
комедией "Горе от ума" положил
начало расцвету русской реалистической
драматургии. В 1824 г. он закончил работу
над произведением. "Горе от ума"
дает общую картину русской жизни эпохи
после Отечественной войны 1812 года. В
столкновении двух взглядов на мир –
«века нынешнего» и «века минувшего»,
старого и нового – главная социальная
интрига пьесы.
И.А.
Гончаров писал, что в комедии "главная
роль, конечно, - роль Чацкого, без которой
не было бы комедии, а была бы, пожалуй,
картина нравов". Образ Чацкого – это
образ "нового" человека, смелого
и непримиримого борца за дело, за идеи,
за правду, это что-то свежее, врывающееся
в жизнь, несущее перемены. Александр
Андреевич – человек с волевым характером,
выражающий передовые идеи своего
времени. Он дает беспощадную характеристику
фамусовскому обществу, твердо хранившему
традиции "века минувшего".
Незаурядный, остроумный, он, бесспорно,
возвышается над этим обществом.
Столкновение Чацкого с Фамусовым
обществом было неизбежно. Оно принимает
постепенно все более ожесточенный
характер, осложняется личной драмой
Чацкого. Его взгляды против существующих
устоев общества становятся все более
резкими.
Диалоги
Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале
комедии она проявляется еще не в острой
форме. Фамусов выступает в роли воспитателя
Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен
к Чацкому, он даже готов уступить руку
Софьи, но ставит при этом свои условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем,
брат, не управляй оплошно, А, главное,
поди-тка послужи. На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Смотрели бы, как делали отцы, Учились
бы, на старших глядя! - поучает Фамусов.
А в ответ - монолог Чацкого "А судьи
кто?". Он гневно высказывается против
идеалов фамусовского общества, против
существующих в нем порядков. В своем
монологе Чацкий выступает от имени
нового поколения: Где, укажите Нам,
отечества отцы, которых мы должны принять
за образцы?... Вот уважать кого должны
мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители
и судьи! Эти страстные речи Чацкого
вызывают неподдельный страх Фамусова:
Он вольность хочет проповедать! Духовные
качества Чацкого выявляются в подборе
слов, в построении фразы, интонациях,
манере говорить. Речь этого литературного
героя - это речь оратора, высокообразованного
человека, прекрасно владеющего словом.
По мере обострения его борьбы с фамусовским
обществом, речь Чацкого все больше
окрашивается негодованием, едкой
иронией.
Во взглядах
на общественные порядки, на воспитание
и образование, гражданский долг и службу,
национальную культуру, в поминании
смысла и цели жизни Чацкий противостоит
обществу невежд и крепостников. Сплетни,
клевета – основные орудия борьбы этого
общества с такими людьми, как Чацкий.
Меткое, свободное, пламенное слово –
оружие Чацкого. Это сильное, поистине
разящее оружие. Но старый мир еще силен.
И ряды его сторонников многочисленны.
Чацкий
вынужден уехать из Москвы «искать по
свету, где оскорбленному есть чувству
уголок». Однако бегство Чацкого нельзя
воспринять как его поражение. Гончаров
сказал: "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей, в свою очередь,
смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся
в пословицу – «Один в поле не воин».
Нет, воин, если он Чацкий, и притом
победитель, но передовой воин, застрельщик
и – всегда жертва».
Спокойное
и беспечное существование фамусовского
общества кончилось: его осудили, против
него восстали, если новое поколение
пока слабо в своей борьбе, то и старое
бессильно остановить развитие просвещения
и передовых идей.