После
заграничных походов в Россию стали
проникать и пускать корни западные идеи
либерализма. Для их воплощения среди
прогрессивной части офицерского корпуса
начали появляться тайные политические
общества. Наиболее знаменитые из них —
Союз Спасения, Союз Благоденствия,
Северное и Южное общества декабристов.
Одной из основных задач этих организаций
была отмена крепостного права, проведение
реформ в европейском духе.
Не
чужды эти идеи оказались близкому к
либеральным слоям А. С. Грибоедову: в
его комедии "Горе от ума” Чацкий,
главный герой, явился выразителем воли
большей части прогрессивного
дворянства.
Один из
основных пунктов программы Чацкого —
необходимость служения Отечеству.
Именно служения, а не прислуживания
старшему по чину, как это делает
Молчалин.
Но главный
герой комедии, подобно многим декабристам,
не находит для себя подходящего занятия.
"Служить бы рад, прислуживаться тошно”,
— говорит Чацкий, в какой-то мере
соглашаясь с высказыванием Рылеева о
том, что служить могут "одни
подлецы”.
Близость
грибоедовского героя и декабристов
видна и в отношении к крепостному праву
— если вольнодумцы ратовали за его
отмену, то Чацкий выступает с осуждением
тех извращенных его форм, которые
существовали в России; он никогда не
сможет находиться в одной комнате с
тем,
...который для
затей
На крепостной
балет согнал во многих фраках
От
матерей, отцов отторженных детей?!
Сам
погружен умом в Зефирах и Амурах...
Тяжело
переносит Чацкий и преклонение перед
иностранным — в заключительном монологе
третьего действия звучит протест
превращению России во французскую
провинцию; превозносятся нравственные
силы русского народа:
...умный,
бодрый наш народ...
Тут
же звучит призыв к возвращению к великой
национальной культуре, к древним
традициям. Попытка же перевести на
родной язык слово "мадемуазель”
обеспечивает ораторскую поддержку идее
Шишкова, которую одобряли и
декабристы.
Еще один
вопрос, по которому сходятся во мнениях
Чацкий и члены тайных политических
обществ, — образование. Домашнее
образование не принимается никем из
них, но если декабристы покровительствовали
университетам, то Чацкий по этому поводу
ничего не говорит, но, видимо, симпатизирует
им. Сходство проявляется и в речи — ни
для Чацкого, ни для декабристов нет
четких различий между письмом и устными
высказываниями; их монологи тщательно
подготовлены (вряд ли Чацкий экспромтом
произносит свои вдохновенные речи),
широко используются ораторские
приемы.
Слова Чацкого
так и излучают силу, страсть, пронизаны
патриотическим пафосом — ведь он их
выстрадал, убедился в их истине и теперь,
подобно декабристам, использует эти
монологи в качестве оружия против
насквозь прогнившего мира Фамусовых,
Хлестовых и Молчаливых.
Нельзя
не указать на поведение грибоедовского
героя: пространные речи произносятся
не для оппонентов: главным образом они
рассчитаны на зрителя — такова особенность
большей части драматических
произведений.
Необходимо
отметить и то, что Чацкий не
одинок:
...Теперь пускай
из нас один...
Взять
хотя бы двоюродного брата Скалозуба —
можно установить некоторую связь: и он,
и Чацкий, и многие декабристы после
заграничных походов оставили службу,
занимались самообразованием (Чацкий
ездил для этого за границу).
В
быту главный герой, подобно декабристам,
не танцует, не подходит к столам, покрытым
зеленым сукном, и вообще не тратит время
на светские забавы.
Не
случаен и выбор Грибоедовым фамилии
для своего героя — она созвучна с
фамилией одного из самых выдающихся
людей первой половины XIX века, П. Я.
Чаадаева. Подобно Чацкому, он был близок
к декабристским кругам, разделяя многие
идеи, но окончательно доказать его
членство в каком-либо из тайных обществ
не удалось и до сих пор...
Как
нельзя кстати приходится тут оценка
Чацкого Герценом: "Образ Чацкого,
меланхолический, ушедший в свою иронию,
трепещущий от негодования и полный
мечтательных идеалов, появляется в
последний момент царствования Александра
I, накануне восстания на Сенатской
площади. Это — декабрист”...