Комедия
"Горе от ума" создавалась в тот
период, когда в России возникли серьезные
проблемы общества, и является как бы
художественной летописью и историей
декабризма. Основной конфликт комедии
— столкновение лагеря молодой России,
представленного Чацким, и лагеря
крепостников, представленного Фамусовым,
Скалозубом, Молчалиным и другими, — это
не выдумка автора, а отражение той
общественной борьбы, которая была
характерна для русской жизни начала
XIX века. Против чего же восстает Чацкий,
о котором А. Герцен сказал, что это
декабрист, шедший прямой дорогой на
каторгу. Крепостное право — вот что
сковывало творческие силы "умного,
бодрого русского народа", препятствовало
экономическому и культурному развитию
России.
Именно Репетилов
в парадных сенях дома Фамусова
разоткровенничался перед Чацким. Сначала
он сознался, что при Чацком чувствует
себя жалким и смешным, а потом поведал,
что он теперь сильно изменился, участвует
в тайных собраниях в Английском клубе
с умнейшими людьми. Все объяснять ему
недосуг, но нельзя не упомянуть, что в
собраниях участвует князь Григорий,
другой — Воркулов Евдоким, прекрасный
певец, но гением Репетилов считает
Удушьева Ипполита Маркелыча, который
пишет книги: "отрывок, взгляд, и нечто
— обо всем". Сам Репетилов может
написать каламбур. Так они вчетвером,
глядь, водевильчик слепят. "Способностями
Бог меня не наградил, дал сердце доброе,
вот чем я людям, мол, совру —
простят..."
В "Горе
от ума" типична сама общественно-историческая
ситуация, поскольку она верно и глубоко
отражает конфликт, вполне характерный
для данной эпохи. Именно поэтому типичны
и все человеческие образы, созданные
Грибоедовым.
Пусть
во времена Грибоедова, накануне восстания
декабристов, фамусовщина еще казалась
прочной основой общественного быта в
самодержавно-крепостническом государстве,
пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,
Загорецкие и иже с ними еще занимали
тогда господствующее положение, но как
социальная сила фамусовщина уже загнивала
и была обречена на умирание. Чацких было
еще очень мало, но они воплощали в себе
ту свежую, юную силу, которой было суждено
развиваться и которая поэтому была
неодолима.
Поняв
закономерность исторического развития
и выразив свое понимание в художественных
образах "Горя от ума", Грибоедов
отразил объективную правду жизни, создал
типический образ "нового человека"
— борца в типических обстоятельствах
его исторического времени.
Столь
же типичны и исторически характерны
представители другого общественного
лагеря. Фамусов, Молчалин, Хлестова,
Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня
Тугоуховская, графиня Хрюмина и все
прочие персонажи старобарской Москвы,
каждый по-своему, в своем индивидуальном
художественном воплощении, с замечательной
полнотой и заостренностью выражают
существо той социальной силы, которая
стояла на страже старых, реакционных
порядков феодально-крепостнического
мира.
Смело, по-новаторски
решив в Торе от ума" проблему типичности,
Грибоедов тем самым с полной ясностью,
не допускающей никаких кривотолков,
сказал своим произведением, во имя чего,
во имя каких идеалов он разоблачил
фамусовщину. Проникнув творческой
мыслью в суть основных социальных и
идеологических противоречий своего
времени, показав, что Чацкий представлял
собой растущую и развивающуюся силу
русского общества, щедро наделив его
характер героическими чертами,. Грибоедов
тем самым решил и политическую проблему.
В этом в первую очередь и сказалась
общественно-политическая позиция
автора, в этом и проявилась с наибольшей
убедительностью идейная направленность
его творчества.