Достойна ли Софья Чацкого?
Достойна
ли Софья Чацкого?
Комедия
"Горе от ума" Грибоедова, несомненно,
является произведением большого
социального звучания. В ней отразилось
мятежное время, когда по всей России
распространялись вольнолюбивые идеи.
В центре пьесы - Александр Андреевич
Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты
прогрессивной дворянской молодежи
начала века. Этот герой объединяет две
сюжетные линии комедии. Одна содержит
конфликтное столкновение "века
минувшего" и "века нынешнего" и
предлагает противостояние Чацкого
Фамусову. Другая сюжетная линия - Чацкий
- Софья - раскрывает личную драму главного
героя.
Софья, стоящая
между Фамусовским обществом и Чацким,
сыграла большую роль в создании "мильона
терзаний" героя, хотя и сама пережила
свое "горе от ума". "Софья начертана
неясно ...." - заметил Пушкин. Действительно,
в ее поведении и настроениях ощущается
противоречие между трезвым умом и
сентиментальными переживаниями.
Прекрасное понимание характеров отца
и Скалозуба сочетается у нее с полной
слепотой в отношении Молчалина. Софья
гораздо выше своих сверстниц, столь
ядовито изображенных Грибоедовым в
лице шестерых княжон Тугоуховских, для
которых важна не любовь, а богатый
"муж-мальчик", "муж-слуга".
Софья живет только любовью. Невысокое
и зависимое положение Молчалина как
будто даже усиливает ее влечение к нему.
Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость
не боятся мнения "света".
Нельзя
согласиться с тем, что слова Фамусова
о московских девицах: "Словечка в
простоте не скажут, все с ужимкой",
-имеют прямое отношение и к его дочке.
Она всегда искренна. "Что мне молва
? Кто хочет, так и судит", - говорит
она. Софья не чужда духовных интересов,
не увлекается светской суетой. Чтение
ею книг Фамусов называет "прихотью
". Действительно, тогда это было
новостью для дворянской девушки. Софья
в ужасе от того, сто отец прочит ей в
женихи Скалозуба, который "слова
умного не выговорит сразу". Не любит
она и пустое умничанье, острословие и
злоязычие. Однако ей чужда и неприятна
беспощадно логичная, острая мысль
Чацкого. Софья не доросла до нее, она
слишком полна "чувствительности".
Она воспиталась в век Карамзина и
Жуковского. Ее идеал - робкий, мечтательный
юноша, образ которого рисовала
сентиментально-романтическая литература
конца XVIII начала XIX веков. Именно таким
представляется Софье Молчалин.
Ее
неожиданную любовь к секретарю отца
невозможно понять, если не вдуматься
во все то, что произошло у нее с Чацким.
Он увлек ее, но внезапно, в припадке
онегинской хандры, когда ему все на свет
надоело, в том числе и она, уехал за
границу и не написал ей за три года ни
слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого,
думает, что он может только "прикинуться
влюбленным", что о себе "задумал
он высоко". Она с иронией восклицает
: "Охота странствовать напала на него
... Ах ! Если любит кто кого, зачем ума
искать и ездить так далеко ?"
Я
думаю, что никак нельзя осуждать Софью
за ее любовь к Молчалину. Любовь К
Молчалину - ее здравый портрет, ее горькая
реакция на любовь к Чацкому, от которой
у нее осталось чувство разочарования,
обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не
так ярок, как Чацкий, но на чувства
Молчалина можно положиться.
Может
быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья
его полюбила. Всем угождающим Молчалин
был робко почтителен с ней, как " с
собакой дворника, чтоб ласкова была".
Он хотел добиться симпатии дочки
начальника. Он настолько старался
добиться ее расположения, что она приняла
эту угодливость за глубокую, трепетную
любовь, которую она встречала в
сентиментальных французских романах,
так ненавистных отцу.
Софья
увидела в трусливой робости Молчалина
благородную, целомудренную робость
возвышенной души. И не безнравственность
заставляла ее проводить ночи с Молчалиным,
запершись. А многие критики упрекали
ее в этом. Именно уверенность в чистоте
помыслов Молчалина в отношении к ней,
презрение к "молве" и, конечно,
влюбленность руководят Софьей.
Не
разглядев Молчалина, она не сумела
оценить Чацкого, не увидела, как умненькая
горничная Лиза, что Чацкий не только
"весел и остер", но и "чувствителен",
то есть не только умен, но и нежен.
Мне
кажется, что, когда Софья и Чацкий росли
вместе, он, несомненно, оказывал на нее
влияние. Именно это научило Софью не
отворачиваться от бедных, не презирать
их, несмотря на философию отца - "Кто
беден, тот тебе не пара". Три года
разлуки с Чацким не могли не изменить
Софью, не нанести отпечаток "фальшивой,
жеманной среды московского
света".
Вольнолюбивые
мысли, язвительные, колкие насмешки
Чацкого в адрес людей ее круга, особенно
Молчалина, теперь раздражают Софью. "Не
человек, змея!" - отзывается она о нем.
А Чацкий испытывает к Софье искреннюю,
горячую любовь. Он объясняется ей в
любви при первом появлении. В Чацком
нет никакой скрытности, никакой фальши.
О силе и характере его чувства можно
судить по словам о Молчалине, обращенным
к Софье:
Но есть ли в
нем та страсть? то чувство? Пылкость
та?
Чтоб, кроме вас,
ему мир целый
Казался
прах и суета?
Тяжело
переживает Чацкий разочарование в
любимой девушке. В запальчивости он
упрекает ее даже в том, в чем она перед
ним не виновата:
Зачем
меня надеждой завлекли?
Зачем
мне прямо не сказали,
Что
все прошедшее вы обратили в
смех?
Гончаров по
этому поводу отмечает, что Чацкий
разыграл сцену ревности, не имея на то
никакого права. Это говорит не только
о слепоте влюбленной Софьи, но и слепоте
влюбленного Чацкого. Традиционный
любовный треугольник "сломан".
Оскорблены в своих чувствах и Софья, и
Молчалин. И оба стараются вести достойно.
Как ни тяжело было Софье, но она нашла
в себе мужество и достоинство не
разрыдаться, не выказать ничем свою
слабость. Она непримирима к Молчалину,
ползающему у ее ног. В каждом слове ее
чувствуется гордый характер, достойный
Чацкого. Она требует от Молчалина
немедленно покинуть их дом, и чтоб "
я с этих пор вас будто не знавала".
На
мой взгляд, Софья, безусловно, достойна
любви Чацкого. Она умна и смела не менее
Чацкого, потому что сумела перенести
последствия своей ошибки.
В
статье "Мильон терзаний" Гончаров
отметил, что у Софьи "задатки недюжинной
натуры". Ведь недаром любил ее Чацкий.
Она достойна сочувствия, когда звучит
приговор отца "В деревню, к тетке, в
глушь, в Саратов".
Показывая
любовный "поединок " героев,
Грибоедов обнаруживает личность не
только в одном Чацком, но также и в Софье.
И это тоже подтверждает то, что Софья -
достойный объект любви. Но, к сожалению,
их любовь не состоялась. Оба терпят
беду, и трудно сказать, кто "ударился"
тяжелый, больней. С легкой руки Софьи
Чацкого объявили безумцем. Он изгнан и
из сердца девушки, и из общества.
Таким
образом, личная драма осложняет его
общественную драму, ожесточая, Чацкого
все более против дворянской Москвы.