"Горе
от ума” - выдающееся произведение
русской литературы XIX века. В этой пьесе
автору удалось показать все стороны
жизни дворянства того времени. Особое
место в комедии занимает мир женщин.
Какими же автор показывает нам
представительниц фамусовского
общества?
Прежде всего
следует сказать о безграничной власти
женщин в обществе московских
дворян:
Судьи всему,
везде, над ними нет судей, -
говорит о дамах Фамусов. Когда же Павел
Афанасьевич узнает о проступках Софьи,
он восклицает: "Что станет говорить
княгиня Марья Алексевна!” И не князь
Петр, не Фома Фомич, а именно
женщина!
Очень велика
власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна
Горич обращается с мужем, будто он
маленький мальчик. Платон Михайлович
только и слышит: "Мой милый, застегнись
скорей” или "мой ангел, бога ради от
двери дальше отойди”.
Бал
вещь хорошая, неволя-то горька;
И
кто жениться нас неволит! -
произносит
он. И все же продолжает подчиняться
жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика,
мужа-слугу "высоким идеалом московских
всех мужей”.
А что
можно сказать об интересах дам высшего
общества? Все, что привлекает их, - это
балы, наряды, французские романы, а
матерей - поиск женихов "с звездами да
с чинами” для своих дочерей. Даже такие
старухи, как полуглухая графиня-бабушка
и Хлестова, приехали на танцевальный
вечер к Фамусову, несмотря на то, что
Хлестова заявляет:
Легко
ли в шестьдесят пять лет
Тащиться
мне к тебе, племянница?.. - Мученье!
А
графиня-бабушка после вечера
признается:
Когда-нибудь
я с пала да в могилу.
А
вот разговор Натальи Дмитриевны с
многочисленными княжнами Тугоуховскими:
они, осмотрев друг друга с головы до
ног, принимаются обсуждать "складочки”,
"фасон прекрасный”, "тюрлюрлю атласный”
и "эшарп”, подаренный кузеном. Ну а
мать шести дочерей занята подбором
подходящей партии для своих дочерей.
Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же
хочет пригласить его в дом, но узнав,
что он небогат и нигде не служит, тут же
меняет свое решение.
Из
ряда постоянно кривляющихся дворянских
дочек, льнущих к военным, "потому что
патриотки”, несколько выпадает Софья.
В ней нет той "страсти к мундиру”, о
которой говорит Чацкий в своем монологе:
девушка влюбилась в "безродного”
Молчалина. Она не страшится сплетен,
разговоров в свете. "Что мне молва!” —
восклицает она. Софье трудно скрывать
свои чувства и притворяться: когда
Молчалин упал с лошади, она готова была
"в окошко... прыгнуть” к нему. Однако
Софья принадлежит все-таки к фамусовскому
обществу, и все хорошее, что было заложено
в ней природой, потеснила среда, в которой
девушка жила и воспитывалась.
Более
того, Софья совершает низкий поступок,
ведь это именно она становится источником
злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет
девушку от таких людей, как Чацкий, от
представителей "века нынешнего”.
В
комедии есть еще один женский персонаж
- служанка Лиза. Она, конечно, существенно
отличается от других женщин в пьесе,
ведь она — девушка из народа. Согласно
классицистической системе амплуа, Лиза
является субреткой, устраивающей барышне
свидания с любовником. Сама Лиза отвергает
приставания и Фамусова, и Молчалина.
Она страшится "барской любви”, ее не
прельщают всевозможные зеркальца,
помады и тому подобные "интересы”,
которые предлагает ей Молчалин. Девушка
влюблена в буфетчика Петрушу и хранит
ему верность.
Кроме
того, Лиза играет очень важную роль в
комедии, ведь она является вторым
резонером, то есть героем, выражающим
точку зрения автора. Достаточно вспомнить,
какие меткие характеристики она дает
другим персонажам: Чацкому, Скалозубу,
Молчалину.
Таким
образом, женщины в комедии воплощают
собой черты того общества, к которому
они принадлежат, и делают "картину
нравов” жизни московского дворянства,
нарисованную в пьесе, более полной и
красочной.