Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия
А. С. Грибоедова "Горе от ума” явилась
выдающимся явлением в русской литературе
20-х годов XIX века. Значение этого
произведения сразу же оценили современники,
хотя после написания комедия была
запрещена к печати цензорами, усмотревшими
в грибоедовских стихах критику московского
дворянства, его устоев и нравов. Но
комедия с радостью была принята
декабристами, которые почувствовали
ее революционный пафос. Грибоедов
представил в комедии картину нравов
своего времени, то есть 10-20-х годов XIX
века, поэтому Москву этого периода
принято называть "грибоедовской”. Большую
роль в изображении картины нравов эпохи
играют женские образы. Они, так же как
и мужские, влияют на развитие и развязку
общественного конфликта комедии. Женщины
в пьесе - представительницы "века
минувшего”, поэтому они обладают такими
же качествами, как и мужчины. Главной
героиней комедии является Софья, дочь
Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего
в казенном месте. Она умна и хорошо
воспитанна, как большинство богатых
московских девушек того времени.
Воспитанная на французских романах,
она составила в своем уме облик идеального
героя "своего романа”. Молчалин как
будто специально создан для этой роли:
"услужлив, скромненький, в лице румянец
есть”. Софья достаточно умна и понимает,
что с таким мужем она сможет руководить
семьей и домом. Ей гораздо спокойнее
будет с безмолвным "мужем-мальчиком,
мужем-слугой” Молчаливым, чем с резким
обличителем Чацким или с полковником
Скалозубом, который "слова умного не
выговорил сроду”. Софье будет легче
последовать примеру Натальи Дмитриевны,
которая распоряжается своим мужем как
хочет. Отдельный
разговор - служанка Лиза. Она сохраняет
традиционное амплуа для классицистической
комедии — она субретка, молодая горничная,
помогающая своей госпоже в делах
сердечных. Лиза искренне любит свою
хозяйку и помогает устраивать встречи
с Молчаливым. Но последний влюблен в
Лизаньку, та же, узнав об этом, все же
продолжает помогать своей госпоже, а
сама говорит про себя:
А
я... одна лишь я любви до смерти
трушу.
Яркая
представительница самой старшей части
московского общества - Анфиса Ниловна
Хлестова, свояченица Фамусова. Это
отпечаток екатерининского века с
"арапкой-девкой и собачкой”, которых
она ставит на один уровень. Хлестова
вершит общественный суд, потому что
являет собой старшую часть общества
вместе с сестрой Прасковьей. Все
спрашивают ее совета, делают все с
оглядкой на нее и пытаются подслужиться,
дабы получить хорошую должность или
повышение по службе. Все
остальные женские образы являют собой
особый пласт типичных московских барынь.
Они таскаются по балам и званым вечерам,
чтобы выдать замуж своих незадачливых
многочисленных дочерей, охотно
сплетничают, без устали всех обсуждают
и судят. В комедии дамы являются главными
распространителями новости о безумии
Чацкого. Все сразу поддаются сплетне,
как гипнозу. Князь же
и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми,
типичными московскими девицами, умеющими,
по словам Фамусова, "себя принарядить
тафтицей, бархатцем и дымкой”, также
типичны. Тугоуховские -обедневший
княжеский род, и поэтому князю и княгине
нелегко выдать своих шесть дочерей
замуж:
К нам на вечер,
в четверг, проси скорее Натальи
Дмитриевны знакомого: вон он!
Они
таким образом стараются набрать женихов
для своих дочерей. Наталья
Дмитриевна- московская модница с
"мужем-мальчиком, мужем-слугой”,
который слушается ее во всем и которым
она вертит как хочет. Дополняют картину
женского общества графиня-бабушка с
внучкой-сплетницей, старой девой, вечно
всем недовольной: "Зла в девках целый
век, уж бог ее простит”. Все это женские
образы, характерные для "грибоедовской
Москвы”. Все они похожи: речь их изобилует
галлицизмами, они все до единой сплетницы,
а главное что их объединяет — чрезмерная
любовь к мундиру и особенно к военным:
"И в женах, в дочерях к мундиру та же
страсть”. Их портреты очень схожи друг
с другом. Кроме главных
женских персонажей, в комедии присутствуют
также и внесценические. Это Прасковья
Федоровна, княгиня Власова, Татьяна
Юрьевна, которая "балы дает нельзя
богаче”, а также княгиня Марья Алексевна,
которую так боится даже Фамусов. Все
эти героини, казалось бы, не столь уж и
нужные, играют большую роль в изображении
картины московского общества, они
расширяют и дополняют ее. Введение
внесценических персонажей в пьесу
подчеркивает типичность сценических
и делает изображение более обширным и
рельефным. Женские
образы влияют и на развитие конфликта
в произведении, на завязку, кульминацию
и развязку. Все это делает их роль в
пьесе значительной.