Комедия
Грибоедова была написана в первой
четверти XIX века, после войны 1812 года. В
это время общество в России разделилось
на два лагеря. В первый входили сановники
XVIII века, люди, исповедующие старые
принципы жизни. Вторые стремились к
изменениям в стране. Этот конфликт нашел
отражение в пьесе "Горе от ума”.
Принадлежность к какому-либо лагерю
стала одним из принципов организации
системы образов, в том числе и
женских.
К "веку
минувшему” относятся все гостьи на
вечере у Фамусова.
Прежде
всего это типичная русская барыня
екатерининского времени Хлестова. В ее
репликах можно обнаружить многие идеи,
свойственные "всем московским”.
Свояченица Фамусова "от скуки взяла с
собой арапку-девку”. Старуха говорит
о ней не как о человеке, а как о вещи,
полученной в подарок. Вторит Фамусову
Хлестова, рассуждая об образовании:
И
впрямь с ума сойдешь от этих, от
одних,
От пансионов,
школ, лицеев, как бишь их,
Да
от ланкарточных взаимных обучений.
В
унисон процитированным звучат слова
другой представительницы старшего
поколения, княгини Тугоуховской,
вспоминающей профессоров Петербургского
педагогического института, которые
"упражняются в расколах и в безверьи”,
и своего племянника, князя Федора,
учившегося у них.
Еще
одна колоритная представительница
старой московской знати — это графиня
бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже
не может быть идеологом своего века.
Единственное разумное замечание, которое
мы услышим от нее: "Когда-нибудь я с
бала да в могилу”. Это отголосок философии
хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда,
погребенья и крестин: существование
графини — это бал, заканчивающийся
смертью. Остальные же реплики Хрюминой
служат для усиления комизма
пьесы.
Моложе трех
описанных почтенных барынь Наталья
Дмитриевна, но она готовится повторить
их своими манерами и пристрастиями. Так
же как и княгиня, у которой муж на
посылках, Горич распоряжается своим
супругом. Ее фраза "Мой муж — прелестный
муж...” перекликается со словами
Молчалина, сказанными Хлестовой: "Ваш
шпиц — прелестный шпиц...” Тем самым
когда-то деятельный Платон Михайлович
уподобляется декоративной
собачке.
Замужняя
Наталья Дмитриевна по своим интересам,
однако, близка и к молодым княжнам
Тугоуховским, вместе с которыми она с
удовольствием обсуждает наряды. В том
числе и об этих барышнях были сказаны
слова Фамусова: "Умеют же себя принарядить
тафтицей, бархатцем и дымкой...” Еще
одна девушка, которая, как и княжны, ищет
жениха, — графиня-внучка. Все московские
невесты — те самые "девицы”, любящие
военных, отличающиеся благонравием и
патриотизмом, о которых говорит Фамусов
в монологе о Москве. Но в то же время
именно княжны произносят так возмутившие
Чацкого слова: "Ах! Франция! Нет в мире
лучше края!” Преклонение всех женщин,
кроме Хлестовой, перед иностранным
проявляется и в изобилии галлицизмов
в их речи.
Идеолог
"века минувшего” дает характеристику
не только молодежи; он не забывает дам,
которые "судьи всему, везде, над ними
нет судей”. Это, конечно, о Хлестовой,
наверное, о Хрюминой. Но в своем монологе
Павел Афанасьевич упоминает
других:
Ирина Власьевна!
Лукерья Алексевна!
Татьяна
Юрьевна! Пульхерия Андревна!
О
последних двух в комедии выскажутся
еще Чацкий и Молчалин. Первый посмеется
над традиционной любовью ко всему
французскому княгини Пульхерии Андревны,
второй расскажет нам о необыкновенной
влиятельности Татьяны Юрьевны. Это
черты неиндивидуальные. Они присущи
каждой из перечисленных дам, а вероятно,
и загадочной Марье Алексееве, мнения
которой так боится Фамусов.
Из
всех героев "Горя от ума”, принадлежащих
к фамусовскому лагерю, только Скалозуб
пока более или менее независим от женщин.
Свободны от их влияния и представители
"века нынешнего”. Все остальные боятся
дамского суда.
Женские
образы, встречающиеся в произведении,
либо служат для усиления комизма (это
и тетушка Софьи, у которой из дому сбежал
"молодой француз”, и княгиня Ласова,
ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна
Алексеевна, которая "с ума сходила
восемь раз”), либо как-то связаны с
действующими лицами (Прасковья Федоровна
и вдова докторша упоминаются в календаре
Фамусова. Настасья Николаевна —
родственница Скалозуба, дочь барона
фон Клоца — жена Репетилова). Все эти
внесценические персонажи помогают
раскрыть характеры действующих
лиц.
Отдельно надо
говорить о Софье Павловне и служанке
Лизе. Эти героини включены в любовную
интригу. Поэтому многое в них обусловлено
традициями трактовки комедийных
образов.
Но в то же
время обе героини — индивидуальности,
не укладывающиеся в классические
рамки.
В соответствии
с системой ампира Софья должна бы быть
идеальной героиней. Но в 4Горе от ума”
этот образ неоднозначен. С одной стороны,
дочь Фамусова была воспитана своим
отцом, мадам Розье, дешевыми учителями
— "побродягами”, сентиментальными
французскими романами. В словах и
поведении девушки проглядывает мечта
о "муже-слуге”. Но с другой, Софья
предпочитает бедного Молчалина богатому
Скалозубу, не преклоняется перед чинами,
способна на глубокое чувство, может
сказать: "Что мне молва? Кто хочет, тот
и судит!” Гончаров И. А. видел в дочери
Фамусова "задатки недюжинной натуры”.
Действительно, только она способна
понимать Чацкого и на равных отвечать
ему, мстить, распустив сплетню о его
сумасшествии; только ее речь можно
сопоставить с языком Чацкого. Любовь
Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему
ее обществу.
Не
укладывается в рамки образа субретки
и Лиза. Конечно, она сообразительна и
хитра. Благодаря этим двум ее качествам
Фамусов не застает Молчалина в комнате
Софьи. Она смелая и готова возразить
господину. "Позвольте мне, сударь...”
— начинает она, когда Павел Афанасьевич
говорит о своем "монашеском” поведении.
Веселость служанки отмечают Молчалин
и хозяин дома. Лиза входит в два
дополнительных к основному любовных
треугольника. Она же играет роль второго
(после Чацкого) резонера, давая
характеристику Фамусову, Скалозубу,
Чацкому, обобщая идеи московского
общества ("...Грех не беда, молва не
хороша”), высказывая мысли
Грибоедова:
...Минуй
нас пуще всех печалей И барский гнев, и
барская любовь.
Женских
образов в комедии Грибоедова необычайно
много. Все они служат для выполнения
стоявшей перед автором задачи,
заключавшейся в том, чтобы как можно
полнее отразить эпоху со всеми ее
противоречиями и перспективами на
будущее.