Центральный Дом Знаний - Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

 Комедия "Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года. 
    Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия "произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”. 
    "Горе от ума” — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному. 
    В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем "века нынешнего” является Чацкий, а "века минувшего” — фамусовское общество. 
    Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, "Несторов негодяев знатных”, "зловещих старух”. 
    Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и "честь и жизнь его не раз спасали”) на "борзые три собаки”. Он обрушивает свой гнев на того "любителя” искусства, который "на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, а затем распродал их поодиночке. 
    Чацкий обличает "век минувший”, "век покорности и страха”, тех, кто является идеалами фамусовского общества, — Максима Петровича (который "не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом”), Кузьму Петровича ("с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”). 
    Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе: 
    Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. 
    Фамусов говорит, что при нем "служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. У Фамусова даже такой обычай: "подписано — так с плеч долой”. 
    Именно поэтому Чацкий, который готов служить "делу, а не лицам”, отказывается от службы: "Служить бы рад, прислуживаться тошно”. 
    Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности "чины добыть” и "сгибаться вперегиб”. Недаром Лиза говорит: 
    Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами. 
    Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он "и золотой мешок, и метит в генералы” и "выгод тьму по службе получил”. 
    Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: "Они тотчас: разбой! пожар!” Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, 
    Что нынче пуще, чем когда, 
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Они считают, что "уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь”. 
    Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого "карбонарием”, вольнодумцем, "опасным человеком”, "вольтерьянцем ”. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. 
    Здесь больше всего боятся молвы ("грех не беда, молва нехороша”). 
    Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин — воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему "угождать всем людям без изъятья”. 
    И в этот мир, где "Молчалины блаженствуют на свете”, врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России... 
    Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий — горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед "французиком из Бордо”. "Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!” — с горечью восклицает Чацкий. 
    Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: "один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель! 
    Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы. 
    Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма). 
    Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы. 
    Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких. 
    Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде "Мильон терзаний” (1871 г.). Он отмечал наличие в пьесе двух "пружин”, которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия. 
    Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку "с”, когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом "с” выражается стремление угодить. 
    Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля. 
    Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов ("Мы с нею вместе не служили”, "За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею”). 
    Пушкин отмечал особенности языка "Горя от ума”, подчеркивал, что половина стихов комедии "войдет в пословицы и поговорки”. Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками ("Счастливые часов не наблюдают”, "Злые языки страшнее пистолета” и другие). 
    Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что "грамотная масса... обратила мильон в гривенники”, выучив "Горе от ума” наизусть. 
    Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости. 
    Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна! 

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24