Комедия
"Горе от ума” появилась накануне
восстания декабристов. Она отразила
общественную жизнь страны и те изменения,
которые произошли в России после
Отечественной войны 1812 года.
Пьеса
имела огромный успех, была восторженно
встречена всеми передовыми людьми
России. По словам Пушкина, комедия
"произвела неописанное действие и
вдруг поставила Грибоедова наряду с
нашими первыми поэтами”.
"Горе
от ума” — комедия социально-политическая.
В ней поставлены злободневные вопросы
того времени: о крепостном праве, о
государственной службе, о просвещении,
воспитании, рабском подражании и
презрении ко всему национальному,
народному.
В основе
конфликта лежит столкновение между
веком нынешним и минувшим. Представителем
"века нынешнего” является Чацкий, а
"века минувшего” — фамусовское
общество.
Чацкий —
выразитель идей декабристов. Он выступает
против устоев фамусовского общества,
против крепостного права, "Несторов
негодяев знатных”, "зловещих
старух”.
Чацкий
обличает тех, кто без зазрения совести
меняет своих верных слуг (и "честь и
жизнь его не раз спасали”) на "борзые
три собаки”. Он обрушивает свой гнев
на того "любителя” искусства, который
"на крепостной балет согнал на многих
фурах от матерей, отцов отторженных
детей”, а затем распродал их
поодиночке.
Чацкий
обличает "век минувший”, "век покорности
и страха”, тех, кто является идеалами
фамусовского общества, — Максима
Петровича (который "не только на серебре,
на золоте едал; сто человек к услугам;
весь в орденах езжал-то вечно цугом”),
Кузьму Петровича ("с ключом, и сыну ключ
умел доставить; богат, и на богатой был
женат”).
Представители
фамусовского общества видят в службе
источник наживы. Например, полковник
Скалозуб не стесняется в выборе путей
для продвижения по службе:
Довольно
счастлив я в товарищах своих, Вакансии
как раз открыты, То старших выключат
иных, Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов
говорит, что при нем "служащие чужие
очень редки; все больше сестрины,
свояченицы детки”. У Фамусова даже
такой обычай: "подписано — так с плеч
долой”.
Именно поэтому
Чацкий, который готов служить "делу, а
не лицам”, отказывается от службы:
"Служить бы рад, прислуживаться
тошно”.
Фамусовское
общество оценивает людей не по уму, а
по богатству, по способности "чины
добыть” и "сгибаться вперегиб”. Недаром
Лиза говорит:
Как все
московские, ваш батюшка таков: Желал бы
зятя он с звездами да с чинами.
Для
Фамусова Скалозуб завидный жених, потому
что он "и золотой мешок, и метит в
генералы” и "выгод тьму по службе
получил”.
Фамусовщина
— это косность, реакция, рутина, болото,
которое поглощает все новое, передовое.
Представители фамусовской Москвы больше
всего на свете боятся проявления
вольности: "Они тотчас: разбой! пожар!”
Главную причину возникновения
вольнодумства они видят в учении:
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина,
Что
нынче пуще, чем когда,
Безумных
развелось людей, и дел, и мнений.
Они
считают, что "уж коли зло пресечь забрать
все книги бы да сжечь”.
Именно
поэтому фамусовское общество называет
Чацкого "карбонарием”, вольнодумцем,
"опасным человеком”, "вольтерьянцем
”. Он настоящий возмутитель спокойствия
в кругу Фамусовых, Скалозубов,
Молчалиных.
Здесь
больше всего боятся молвы ("грех не
беда, молва нехороша”).
Молчалинство
— вот типичная черта этого прогнившего
общества. Молчалин — воплощение
угодничества, лицемерия, подлости. Он
живет по принципам своего отца, который
завещал ему "угождать всем людям без
изъятья”.
И в этот
мир, где "Молчалины блаженствуют на
свете”, врывается Чацкий с его тревогами,
мечтами о будущем России...
Герой
Грибоедова поднимает свой голос и в
защиту национальной культуры. Чацкий
— горячий патриот. Вернувшись домой,
он не находит ничего, кроме торжества
пороков, позорного раболепия перед
"французиком из Бордо”. "Воскреснем
ли когда от чужевластья мод?!” — с
горечью восклицает Чацкий.
Грибоедов
рисует своего героя не побежденным,
несмотря на пережитую личную драму, а
победителем. Это отметил Гончаров: "один
в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий,
и притом победитель!
Комедия
поразила современников не только
остротой общественно-политических
проблем, но и художественной новизной,
оригинальностью формы.
Современники
видели новаторство комедии в том, что,
продолжая традиции классицизма, Грибоедов
ввел в пьесу черты реализма (даже есть
отдельные черты романтизма).
Заслугой
драматурга явилось и то, что он создал
типические образы.
Своеобразием
комедии было наличие в пьесе множества
внесценических персонажей, что дало
возможность поэту показать всю Россию,
наличие двух лагерей — Фамусовых и
Чацких.
Ярко раскрыл
художественное своеобразие комедии
Грибоедова Гончаров в критическом этюде
"Мильон терзаний” (1871 г.). Он отмечал
наличие в пьесе двух "пружин”, которые
движут развитием действия: в первой
части — это любовь Чацкого к Софье, а
во второй — сплетня о безумии Чацкого.
Образы героев развиваются в ходе самого
действия.
Особое место
в раскрытии характеров персонажей имеют
языковые характеристики. Например,
Молчалин употребляет частичку "с”,
когда говорит с людьми высшего ранга
(да-с, два-с, с бумагами-с). В этом "с”
выражается стремление угодить.
Язык
Чацкого — язык оратора. В его речи много
слов публицистического стиля.
Язык
Скалозуба напоминает язык воинских
уставов ("Мы с нею вместе не служили”,
"За третье августа; засели мы в траншею:
ему дан с бантом, мне на шею”).
Пушкин
отмечал особенности языка "Горя от
ума”, подчеркивал, что половина стихов
комедии "войдет в пословицы и поговорки”.
Он оказался прав. Очень многие реплики
героев комедии стали пословицами и
поговорками ("Счастливые часов не
наблюдают”, "Злые языки страшнее
пистолета” и другие).
Эту
особенность подчеркнул и Гончаров,
говоря, что "грамотная масса... обратила
мильон в гривенники”, выучив "Горе от
ума” наизусть.
Гончаров
писал о комедии в 1871 году, когда прошло
уже много лет с момента ее создания, но
она не потеряла своей свежести и
моложавости.
Прошло
более ста лет с тех пор, как были написаны
эти слова, но комедия по-прежнему не
сходит со сцен наших театров. Она поистине
бессмертна!