Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Образ
Москвы в произведениях писателей русской
литературы девятнадцатого века занимает
весьма значительное место. С одной
стороны, ее изображали как хранительницу
"старины глубокой”, с ее патриархальностью
и приверженностью русским традициям.
С другой стороны, она вдруг делалась
добровольной провинцией Франции, рабски
подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее
часто прослеживается антитеза Москвы
и Петербурга как противопоставление
старой барской Москвы с ее патриархальностью
и новой, блестящей, светски европейской
столицы государства Российского. В
комедии Грибоедова "Горе от ума” перед
нами предстала не только старая Москва,
но и весь уклад жизни русского дворянства
10-20-х годов XIX столетия. Так как основным
конфликтом пьесы является столкновение
двух эпох русской жизни: "века нынешнего”
и "века минувшего”, - то уже сам приезд
Чацкого, главного героя комедии,
представителя передовой части русского
дворянства, предполагает его
противопоставление московскому
дворянству или, как принято называть,
фамусовскому обществу. Под
образом Москвы в комедии следует понимать
описание быта и нравов московского
дворянского общества. Конечно, "купцы,
лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки”
мелькают перед въезжающим в Москву
Чацким, как перед Лариной Татьяной в
"Евгении Онегине”, но они его не
занимают, так как драматург в своей
комедии не ставит перед собой цель дать
широкую панораму жизни всего
города. Грибоедовская
Москва - это город, где отслужившие свое
"тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе
со своими женами и детьми и представляют
единый образ. Вся женская половина
общества занята поисками выгодных
женихов, а мужчины горят желанием сделать
карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого,
первым делом осведомляется о его семейном
положении и уезжает с бала озлобленная
из-за отсутствия танцовщиков, упрекая
Фамусова в том, что "умел же он гостей
созвать — уродов с того света”. Князья
Тугоуховские также заняты поисками
выгодных партий для своих шести дочерей;
княгиня, узнав, что Чацкий небогат и
нигде не служит, тут же кричит мужу:
"Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга
послушно поворачивает назад. Материальное
положение является чуть ли не единственным
критерием оценки человека в обществе.
"А Чацкого мне жаль. По-христиански
так; он жалости достоин... имел душ сотни
три”. Человек в фамусовском обществе
ценится по количеству крепостных душ.
Так, Фамусов говорит Софье: "У нас уж
исстари ведется, что по отцу и сыну
честь: будь плохонький, да если наберется
душ тысячки две родовых, тот и жених”.
Именно такие требования предъявляются
к человеку в обществе, где все существование
сводится "к обедам, ужинам и танцам”.
Старшее поколение живет воспоминаниями
о прошлом. "Все фрейлиной Екатерины
Первой?” - спрашивает Чацкий у Софьи о
ее тетушке. А новое ничуть не лучше
старого. В нем мы видим тот же карьеризм,
ту же беспринципность в лице Молчалива
и Скалозуба. Большую
роль в обществе играет женская половина.
Именно им принадлежит право составлять
общественное мнение. Они "судьи всему,
над ними нет судей”. С их помощью можно
было получить чин или продвижение по
службе, они были способны одним словом
уничтожить человека, пустив о нем нелепую
сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин
чрезвычайно удивлен пренебрежительным
отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне,
(ведь "чиновные и должностные - все ей
друзья и все родные”), а тот не может
понять удивления Молчалина. Не может
Чацкий понять и причин, побудивших
Платона Михайловича Горича из достойного
мужчины превратиться в игрушку в руках
своей жены. Боится мнения женщин и сам
Фамусов, восклицающий в конце комедии:
"Что станет говорить княгиня Марья
Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья
выбирает Молчалина. Она видит пример
окружающих и чувствует за собой
обязанность управлять супругом. Ей
нужен "муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий
для этой роли не подходит, поэтому и
выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская
очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то
не соответствует "идеалу московских
мужей”, ведь ей надо выдать замуж
шестерых дочерей. Для
всех членов фамусовского общества
главное - это репутация. Важно только
то, чтобы соблюдались внешние правила
приличия, а "грех не беда, молва не
хороша”. Все члены фамусовского общества
боятся каких-либо перемен, которые
способны будут изменить их устоявшуюся
спокойную жизнь. Они боятся умных и
образованных людей как потенциальных
носителей вольнодумных мыслей, видя
причины распространения вольнодумства
в образовании: Ученье
- вот чума, ученость — вот причина, Что
нынче пуще, чем когда, Безумных развелось
людей, и дел, и мнений. Чацкому
необходимо было побывать на танцевальном
вечере у Фамусова, чтобы убедиться в
том, что "дома новы, а предрассудки
стары” в Москве. От него там ждали не
вестей о французской революции, а новых
сплетен и разговоров. Все присутствующие
в доме Фамусова прекрасно знают цену
Загорецкому: "доносчик, мошенник, вор”,
однако "всюду принимают”. И Софья, и
Хлестова выражают ему свою благодарность
за мелкие услуги, сделанные бесчестным
путем. Его даже Репетилов, не отличающийся
большой проницательностью, боится. При
появлении Заго-рецкого просвещенный
"вандал” тотчас же переводит разговор
на водевиль. Репетилов — один из ярких
персонажей комедии. На его примере
.Грибоедов изобразил пародию на
представителей толпы, всегда ожидающей
выдающегося человека или идею. Из
сбивчивых речей Репетилова невозможно
понять, действительно ли в его секретнейшем
союзе все такие глупцы и плуты или же
это особенность репетиловской манеры
изложения. Подобные образы встретятся
и позже в русской литературе, например,
Ситников в романе И. С. Тургенева "Отцы
и дети”. Блестящего
изображения московских нравов и быта
Грибоедов добился во многом благодаря
переосмыслению принципа трех единств,
лежащих в основе классицистической
комедии, а также введению эпизодических
и внесценических персонажей, которые
дополняют сценические. Внесценические
персонажи так же, как и сценические,
можно разделить на представителей
фамусовского общества и единомышленников
Чацкого. К последним относятся двоюродный
брат Скалозуба, который "службу вдруг
оставил, в деревне книги стал читать”,
князь Федор, племянник княгини
Тугоуховской, "химик и ботаник”,
профессора Педагогического института,
"упражняющиеся в расколах и безверьи”.
Наличие этой группы - одно из немногих
доказательств жизненности идей и идеалов
Чацкого, ведь никто из сценических
героев не симпатизирует Чацкому и не
разделяет его идей и взглядов. Чацкий
и его единомышленники умны, образованны,
их умы "алчут познаний”, но их ничтожно
мало по сравнению со всей массой
Фамусовых, молчаливых, скалозубов. Итак,
в комедии "Горе от ума” перед нами
предстали живые типы русских людей
первой четверти XIX века, с их устоявшимися
нравами и укладом жизни. Эти типы
заключают в себе глубокое обобщение.
Благодаря мастерству автора картина
русской жизни, нашедшая воплощение в
комедии "Горе от ума”, получила название
грибоедовская Москва.