Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох?
Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох?
В комедии
«Горе от ума» Грибоедов повествует о
жизни дворянской Москвы XIX века. Это
время, когда меняются порядки старой,
екатерининской эпохи на новую, в которой
человек не желает мириться с отсталостью
страны, хочет служить своей родине не
требуя чинов и наград. Таким человеком
и является Чацкий, а его отношения с
фамусовским обществом - основным
конфликтом в комедии.
Представителями
московского общества являются: старуха
Хлестова, князь и княгиня Тугоуховские,
Хрюмины, Скалозуб, Софья, Молчалин,
Горич, Загорецкий, Репетилов и другие.
Жизнь этого общества занята обедами,
балами, карточной игрой и сплетнями.
Перед высшими по положению они угодничают
и льстят, а их отношение к крепостным
очень жестокое: их меняют на собак,
разлучают с родными и продают по
одиночке.
Главным
представителем московского общества
является Фамусов. Больше всего в людях
его интересует их общественное положение.
Поэтому для своей дочери он желает мужа
со «звездами и чинами». На эту роль, по
его мнению, идеально подходит Скалозуб,
который «и золотой мешок, и метит в
генералы» . Фамусова не беспокоит
умственная ограниченность Скалозуба,
его солдафонские манеры. Однако, не
смотря на все усилия отца, Софья выбирает
Молчалина.
Молчалин
молод и энергичен, у него есть своя
«философия жизни» - «угождать всем людям
без изъятья». Личная выгода и корысть
стоят для него на первом месте. Он ни в
чем не имеет своего мнения: «В мои лета
не должно сметь свое суждение иметь».
Для достижения своих целей Молчалин
прикидывается влюбленным в
Софью.
Противоположностью
Молчалина является Чацкий. Грибоедов
изобразил Чацкого, как яркого представителя
«века нынешнего». Молодой человек-дворянин,
небогат, достаточно образован, имеет
свое мнение на многие проблемы
современности. Он восстает против
крепостного права, пустого образа жизни,
неразумного воспитания, недобросовестной
службы.
Но так как
остальные герои комедии относятся к
«веку минувшему», то они просто не
понимают Чацкого. Фамусовскому обществу
чуждо все то, о чем он рассказывает. Если
для Молчалина прислуживать другим
считается нормальным, то Чацкий говорит:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
А если и находятся люди, которые его
понимают, например Горич, то они просто
боятся идти против общественного мнения.
Когда общество объявляет Чацкого
сумасшедшим, он вынужден уехать из
Москвы.
Таким образом,
характер основного конфликта в комедии
состоит в противостоянии Чацкого
фамусовскому обществу. В результате
этого противостояния Чацкий оказался
в полном одиночестве. Его обличительные
монологи не вызывают у присутствующих
сочуствия, и весь «милльон терзаний»
Чацкого оказывается напрасным. Однако
это не так. Дело в том, что в образе
Чацкого Грибоедов изобразил передовых
людей, желающих служить Отечеству.