Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса
А. С. Грибоедова "Горе от ума” - первая
русская реалистическая комедия. Важное
место в ней занимает изобличение пороков
современного писателю общества, главную
ценность для которого составляют "душ
тысячки две родовых” и чин. Недаром
Фамусов пытается выдать Софью за
Скалозуба, который "и золотой мешок, и
метит в генералы”. Его мало волнует
счастье дочери, вернее сказать, он
уверен, что счастье - в деньгах и высоком
положении в обществе. Словами Лизы
Грибоедов убеждает нас, что не один
Фамусов придерживается такого мнения:
"Как все московские, ваш батюшка таков:
желал бы зятя он с звездами и с чинами”.
Отношения в этом обществе складываются
на основе того, насколько богат человек.
Так Фамусов, который с домашними груб,
деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом,
прибавляет почтительное "-с”. Что
касается чинов, то "чтобы их добыть,
есть многие каналы”. Скалозуб получил
орден на шею за то, что "засел в траншею”.
Фамусов ставит в пример Чацкому Максима
Петровича, который, чтобы достичь
высокого положения, "сгибался вперегиб”.
В этом обществе такие низкие люди, как
Молчалин, "дойдут до степеней известных”,
потому что угождают "всем людям без
изъятая”. Один из
важнейших пороков фамусовского общества,
против которого восстает Чацкий, -
крепостное право. Это ужасающая социальная
несправедливость, когда "арапка-девка”
да собачка значат приблизительно одно
и то же, когда людей, которые не раз
спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют
"на борзые три собаки”, когда детей
отрывают от родителей для участия в
крепостном балете, а потом распродают
за долги. Крестьяне абсолютно бесправны
по отношению к своим владельцам: их
могут продать, проиграть в карты,
подарить. Дворяне же имеют власть,
соответствующую их богатству, и могут
творить все, что угодно, безнаказанно,
потому что "защиту от суда в друзьях
нашли, в родстве”. Они "грабительством
богаты”, ведь фактически они наживаются
за счет своих крестьян, ничего не делая,
разве что "разливаются в пирах и
мотовстве”. Служба
для представителей фамусовского общества
- это неприятная обуза, с помощью которой
можно нажиться. Они служат не для блага
России, а для пополнения кошелька и
приобретения полезных знакомств. Обычай
их такой: "подписано, так с плеч долой”.
К тому же, на службу поступают не благодаря
личным качествам, а благодаря семейному
родству ("При мне служащие чужие очень
редки”, - заявляет Фамусов). Члены
фамусовского общества не признают книг:
"И в чтеньи прок-от невелик”. Собственно
говоря, они и не понимают смысла книг
(пример тому — отзыв Загорецкого о
баснях). Они считают ученость причиной
появления огромного числа безумных. К
числу их относятся: племянник княгини
Тугоуховской, который "чинов не хочет
знать”, двоюродный брат Скалозуба ("Чин
следовал ему: он службу вдруг оставил,
в деревне книги стал читать”) и, конечно,
Чацкий. Некоторые члены фамусовского
общества даже пытаются требовать присяг,
"чтоб грамоте никто не знал и не учился”.
А учителей презрительно называют
"побродягами”. Они боятся просвещения,
так как оно внесло бы изменения в
застойную жизнь. Зато
фамусовское общество слепо подражает
французской культуре, перенимая его
поверхностные атрибуты. Так, французик
из Бордо, приехав в Россию, "ни звука
русского, ни русского лица не встретил”.
Россия как будто стала провинцией
Франции: "такой же толк у дам, такие же
наряды”. Даже говорить стали в основном
на французском языке, забывая свой
родной. Фамусовское
общество чем-то напоминает паука, который
затягивает в свои сети людей и вынуждает
жить по своим законам. Так, например,
Платон Михайлович еще в недавнем прошлом
служил в полку, носился на борзом коне,
не боясь ветра, теперь "здоровьем очень
слаб”, как считает его жена. Единственное
его занятие - твердить дуэт на флейте,
в одиночестве. Он даже не может по своему
желанию уехать в деревню: его жена
слишком любит балы и приемы. Он как будто
живет в неволе. Старшие с детства учат,
как надо жить. Пример тому - заветы отца
Молчалина. Молодое поколение начинает
смотреть на мир так же, как и старшие:
"Не то, чтоб новизны вводили, - никогда”.
Члены фамусовского общества не могут
иметь собственное мнение: "Можно ль
против всех!” Так Репетилов, узнав, "что
это слишком гласно”, соглашается с тем,
что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех
только то, "что станет говорить княгиня
Марья Алексевна”. Друг к другу же они
бесчувственны. Узнав о падении Молчалина
с лошади, Скалозуб интересуется только
тем, "как треснулся он, грудью или в
бок”. Комедия написана
в 1824 году, за год до восстания декабристов.
Пороки общества, показанные в комедии,
отражают его состояние накануне восстания
и проливают свет на причины последнего.
Косное общество "века минувшего” не
желает признать изменения, происходящие
в мире, оно непримиримо к свободной
жизни. Столкновение неизбежно...