Комедия
А. С. Грибоедова "Горе от ума” —
выдающееся произведение русской
классической литературы. Созданное в
двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое
признание у современников, которым
пришлось ознакомиться с комедией в
рукописи. Комедия осталась актуальной
и злободневной по сей день. Драматург
вложил в пьесу все лучшие качества своей
души: пламенный патриотизм, любовь к
родине, ненависть к застойной, косной
жизни, уважение к передовому уму, любовь
к русскому народу. Грибоедов реалистически
показал московское дворянское общество
первой четверти XIX века и высмеял его
пороки в "низшем”, по классицистическим
канонам, жанре - комедии.
На
протяжении всего произведения мы видим
борьбу и противостояние двух "веков”
русского общества: "века нынешнего”
и "века минувшего”. Представителем
"века минувшего” в комедии является
управляющий в казенном доме Павел
Афанасьевич Фамусов, а также его
окружение. Ему противостоит Александр
Андреевич Чацкий, передовой дворянин
своего времени.
Представители
двух эпох русской жизни по-разному
относятся к службе. Вопрос об отношении
к службе стоял еще со времен классицизма:
классицисты считали необходимой службу
государству в лице просвещенного
монарха, а передовая дворянская молодежь
ставила на первое место служение
Отечеству в широком понимании этого
слова. В монологе Фамусова "Вот то-то,
все вы гордецы...” Павел Афанасьевич
ясно дает понять, что главное для него
- быть "век при дворе”. Он с восхищением
рассказывает о своем дяде Максиме
Петровиче, который "не как другой, и
пил и ел иначе”, но "когда же надо было
подслужиться, и он сгибался вперегиб”.
Чацкому не понять восторга Фамусова,
для которого "что дело, что не дело”,
обычай его таков - "подписано, так с
плеч долой”. У Чацкого же совсем другое
отношение к службе и своим гражданским
обязанностям:
Когда в
делах - я от веселья прячусь,
Когда
дурачиться - дурачусь,
А
смешивать два эти ремесла
Есть
тьма искусников, я не из их числа.
Из
слов Молчалина, молодого человека,
секретаря Фамусова, живущего в его доме,
мы узнаем, что Чацкий имел с министрами
связь в Петербурге, "потом разрыв”.
Вероятно, причиной разрыва оказался
принцип Чацкого "служить делу, а не
лицам”. На совет Фамусова "пойти
послужить” герой отвечает: "Служить
бы рад, прислуживаться тошно”.
Таким
образом, Грибоедов с помощью своего
героя высмеивает чинопочитание,
преклонение перед вышестоящими, желание
любыми путями добиться чинов, наград и
почестей. Так, Фамусов заискивает перед
Скалозубом, который "знаков тьму отличья
нахватал” и не "нынче, завтра генерал”.
Полковник Скалозуб, типичный аракчеевский
служака, мечтает о генеральском чине,
который даст ему возможность безбедно
существовать:
Да, чтоб
чины добыть, есть многие каналы...
Об
них как истинный философ я сужу:
Мне
только бы досталось в генералы.
Молчалин
предлагает Чацкому искать покровительства
у Татьяны Юрьевны, ведь "чиновные и
должностные - все ей друзья и все родные”.
Сам Молчалин видит возможность получить
повышение по службе, если зависеть от
других. Этот милый, учтивый, вежливый
(на первый взгляд) человек играет с
Софьей Павловной, дочерью Фамусова,
злую шутку, представляясь влюбленным,
но делает это только ради возможности
скорейшего продвижения по службе и ради
денег своего покровителя:
И
вот любовника я принимаю вид
В
угодность дочери такого человека.
Таким
образом, Грибоедов обличает тех, кто
подчиняется законам "века минувшего”,
в котором "тот славился, чья пуще гнулась
шея”.
В обществе
Фамусова процветает низкопоклонство,
кумовство, протекция. Воспитанный и
выросший в доме Фамусова, Чацкий
вспоминает, как его "для замыслов
каких-то непонятных детей возили на
поклон”. Для Фамусова это же является
нормой. Получив приглашение на похороны
Кузьмы Петровича, "почтенного камергера”,
московский барин вспоминает о нем с
нескрываемым восхищением:
С
ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат,
и на богатой был женат;
Переженил
детей, внучат;
Скончался;
все о нем прискорбно вспоминают.
В
своей комедии Грибоедов обличает и
такой порок российской действительности,
как крепостное право. В фамусовском
обществе считается естественным
распоряжаться судьбами других людей.
В пример можно привести старуху Хлестову,
которая от скуки взяла с собой к Фамусову
"арапку-девку да собачку”. Грибоедов
с помощью своего резонера Чацкого
обличает жестоких крепостников, любителей
искусства, у которых "актеры тощи”,
сами же они толсты, а за долги "Зефиры
и Амуры” часто все распродаются
поодиночке. Герой рассказывает и о
"Несторе негодяев знатных”, окруженном
толпою слуг, которые усердствовали в
"часы вина и драки” хозяина и не раз
спасали ему и честь, и жизнь; впоследствии
же хозяин выменял их на "борзые три
собаки”.
В доме
Фамусова особое отношение к книгам: ей
(Софье) "сна нет от французских книг, а
мне от русских больно спится...”, —
заявляет Фамусов.
Все
зло, невежество, беспорядок, которые
царят в обществе, Павел Афанасьевич
относит на счет книг: "Уж коли зло
пресечь: забрать все книги бы и сжечь”.
Главной бедой "века нынешнего” в
окружении Фамусова считают образованность,
являющуюся причиной вольномыслия и
вольнодумства. Скалозуб негодует по
поводу того, что его двоюродный брат,
которому "чин следовал”, вдруг оставил
службу, "в деревне заперся и книги стал
читать...” Княгиня Тугоуховская
рассказывает историю о Петербургском
Педагогическом институте, в котором
"упражняются в расколах и безверьи
профессоры”. Именно у этих профессоров
учился ее родня - князь Федор, который
"чинов не хочет знать”, а вышел "хоть
сейчас в аптеку, в подмастерье”.
В
третьем действии комедии Софья бросает
фразу о сумасшествии Чацкого. Эта новость
молниеносно подхватывается гостями и
разносится со сказочной быстротой.
Главную причину безумия Чацкого
представители фамусовского общества
видят в его свободомыслии и вольнодумстве:
Ученье — вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда, Безумных
развелось людей, и дел, и мнений.
Грибоедов,
рисуя праздное времяпрепровождение
московских бар, их закоснелость,
преданность традициям и привычкам,
боязнь всего нового, противопоставляет
им образованного Чацкого с его "высокими
стремлениями души”. Но герой не одинок.
Он в своих монологах выступает от имени
всего поколения, употребляя местоимение
"мы”.
Таким образом,
Грибоедов в своей комедии "Горе от ума”
обличает общественные пороки московского
барства первой четверти XIX века: крепостное
право, чинопочитание, протекцию и
кумовство, преклонение перед иностранцами,
боязнь всего нового. Перед нами в лицах
предстала вся русская жизнь, а персонажи
комедии превратились в нарицательные
имена. Борьба же передового разума с
косным обществом, воплощенная в образе
Чацкого, — это извечная проблема. Заслуга
Грибоедова в том, что он в своей комедии
сумел поставить вопросы, актуальные
как для русской жизни определенной
эпохи, так и общечеловеческие.