I. Орг. момент (мотивация)
II. Сообщение темы и целей
урока
III. Словарно-орфографическая
работа
IV. Актуализа-ция знаний
V. Совместное
открытие знаний
- имя существитель-ное
-имя прилагательное
Релаксация
-глагол
-местоимение VI. Физкульт-минутка VII.Самостоя-тельное
применение знаний
VIII. Подведе-ние
итогов
Дополнительный материал |
Здравствуйте, ребята!
Ну-ка вместе подтянулись И друг
другу улыбнулись, Тихо сели на урок.
Тетрадь с наклоном
положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Запишите сегодняшнее число – второе
марта; классная работа. Тема урока –
«Части речи». - Сегодня на уроке русского
языка мы продолжим знакомство с тайнами
родного языка, повторим изученные
части речи и попытаемся выяснить какие
из них самые важные и нужные, будем
изучать особенности каждой части
речи, учиться грамотно писать и
правильно выражать свои мысли. -
Девиз нашего урока прочитайте на
доске. (Грамотную речь приятно слушать).
- Согласны ли вы с этим
высказыванием или нет? Почему?
- Запишите девиз урока. - Исследуйте
предложение и найдите «опасные» места.
Обозначьте знакомые вам
части речи.
- Какую часть речи, мы называем
именем существительным? ( Часть речи,
обозначает предмет, отвечает на вопросы
кто?, что?)
- Приведите примеры имён существительных.
- Дайте определение имени прилагательному.
(Часть речи, обозначает признаки
предмета, отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие?)
- Приведите примеры.
- Какая часть речи называется глаголом?
( Часть речи, обозначает действие
предмета, отвечает на вопросы что
делать?, что сделать? и др. вопросы)
- Приведите примеры.
- С давних пор существует страна под
названием Речь. Она поделена на части,
каждая из которых имеет свое собственное
название, имя. Однажды жители этих
частей заспорили, кто из них нужнее и
важнее. Первым вступило в спор имя
существительное. Ученик(ца) (на
голове шапочка с названием части
речи): Имя существительное – самая
главная часть речи. По наблюдениям
ученых, именно имя существительное
появилось в речи в числе самых первых
слов. Человек с самого рождения смотрит
на мир и хочет знать и назвать все то,
что его окружает. - Я предлагаю вам
провести грамматическое исследование
и сделать вывод о значении имен
существительных в нашей речи. Внимательно
послушайте отрывок из стихотворения
А.А. Фета
Шепот, робкое дыханье, Трели
соловья, Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца. Ряд волшебных
изменений Милого лица. - Мальчики
сосчитают все слова в стихотворении
(22 слова). - Девочки сосчитают имена
существительные (14 слов). - Давайте
сравним количество имен существительных
в стихотворении и всех слов в нем и
сделаем вывод о значении имен
существительных в нашей речи. - Итак,
мы выяснили, что имена существительные
важны и нужны в нашей речи. Покажите,
как вы научились давать характеристику
имени существительного. Выполним
морфологический разбор имён
существительных из стихотворения.
Положите перед собой схему-опору для
разбора имени существительного.
Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш.,
нариц., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст.
член предл.
Лица – (чего?), н.ф.,
лицо, сущ., неодуш., нариц., ср.р., 2-е
скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.
- Проверим и оценим самостоятельную
работу…
- Вы показали умение давать характеристику
имени существительного и сделали
вывод о значимости его в речи. Но в
спор вступила другая часть речи – имя
прилагательное.
Ученица (на голове шапочка
с названием части речи): Имя прилагательное
– самая важная и нужная часть речи.
Чтобы вы не делали, где бы вы ни были,
вы постоянно стремитесь не только
назвать предмет, но и оценить его.
Когда вы научитесь пользоваться
именами прилагательными, тогда ваша
речь станет ярче и красивее.
-Прочитайте высказывание А.Н. Толстого
и вы сами в этом убедитесь. Русский
народ создал русский язык, яркий, как
радуга после весеннего дождя, меткий,
как стрелы, певучий и богатый, задушевный,
как песня над колыбелью. - Найдите
в тексте имена прилагательные, которые
использовал автор для оценки русского
языка. - Сделайте вывод о роли имени
прилагательного в нашей речи. -
Давайте учиться делать нашу речь яркой
и красивой, используя имена прилагательные.
Запишем высказывание, преобразовав
его в предложение с прямой речью. Слова
автора поставим впереди. Вспомним
схему полученного предложения. Немного отдохнём, сделаем
гимнастику для глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо
Раскрашивание
- Итак, мы сделали вывод о
важности имени прилагательного в
нашей речи и показали умение выполнять
их разбор. Но в спор вступила еще одна
часть речи – глагол. Ученик(ца) (на
голове шапочка с названием части
речи): Глагол – самая важная и нужная
часть речи. Что без меня предметы?
Лишь названья. А я приду – Все
в действие придет. Летит ракета.
Люди строят зданья. Цветут сады.
И хлеб в полях растет. - Чтобы
выяснить, прав ли глагол, я предлагаю
вам провести грамматический опыт.
Прочитаем высказывание А.М. Горького:
Любите книгу, она научит вас уважать
человека и самих себя, она окрыляет
ум и сердце чувством любви к миру,
человеку. - Какой полезный совет
дает автор? Выскажите свое мнение. -
Назовите глаголы, которые встретились
в тексте. - Прочитайте текст, убрав
глаголы. Что вы заметили? - Какой
вывод можно сделать из проделанного
грамматического опыта?
- Рассмотрите картинки.
Подберите к ним подходящие слова-действия.
Запишите словосочетания, через запятую.
- Обменяйтесь тетрадями в парах и
проверьте правильность выполнения
задания. - Мы сделали вывод о важности
глагола в нашей речи и показали умение
выполнять их разбор. Но в спор вступила
еще одна часть речи – местоимение.
Диалог между именем существительным
и местоимением:
Сущ.: - Будьте любезны, займите на время
моё место, я уже всем глаза намозолило…
- Действительно, чтобы не
повторятся в речи много раз и не быть
назойливым, Существительные вместо
себя оставляют своих заместителей –
Местоимения. Заместители имён работящие
и разносторонние, так что в речи они
употребляются чаще своих начальников,
а уж Местоимения ОН, ОНА, ОНО могут
заменить любое Существительное.
Ученик (ца) (на голове шапочка с названием
части речи):
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
- Для того чтобы убедиться в значимости
местоимения в речи, предлагаю вам
выполнить следующее задание. Прочитайте
текст. – Правильно ли он составлен? –
Почему? Спешите, заменяя, где необходимо,
выделенные существительные местоимениями.
Старушка поскользнулась и упала.
Мальчики сразу подбежали к старушке.
Мальчики помогли старушке встать.
Старушка поблагодарила мальчиков.
- Прочитаем текст, который у вас
получился.
- Какой поступок совершили мальчики?
- Сделаем вывод, какая же
часть речи важнее и нужнее?
- Нужно ли спорить жителям страны Речь? - А теперь немного отдохнём,
встаньте и выйдите из-за парт.
Если я произнесу имя
существительное, вы должны хлопать в
ладоши. Если глагол – присесть, а если
имя прилагательное - покружиться
вокруг себя.
- Сегодня мы повторяем части
речи и изучаем их особенности,
доказываем, что все они важны и нужны
в нашей речи. Выполните следующие
задания и докажите, что вы были
внимательны на уроке и всё запомнили.
Задание №1
Назовите алгоритм написания безударных
окончаний имён существительных.
Докажите, что вы умеете пользоваться
этим алгоритмом. Выполним упражнение
№3 на стр.104.
Проверти выполненное вами упражнение
с упражнением выполненным на доске.
Задание №2
- С какой частью речи согласуется имя
прилагательное? В каких грамматических
категориях они согласуются?
Выполним упражнение №4 на стр.144.
Задание №3
- Вспомните, какое значение придаёт
глаголу частица не? Как она пишется с
глаголом?
Выполним упражнение №4 на
стр.137.
- Прочитайте предложение о себе. Если
с чем-то не согласны, придайте действию
отрицательный смысл.
Запишите предложение самостоятельно. Вы справились со всеми
заданиями и показали, что умеете
учиться, добывать знания, применять
их в жизни.
- Какой вывод о значении частей речи
мы сделали?
- Что было интересным?
- Что показалось трудным?
- Работу кого из одноклассников вы
сегодня отметили? Почему?
Выставление отметок за урок.
Д/з. Стр. 182, упр. №5. Необходимо найти
и исправить речевые ошибки.
- Впереди у нас еще много нераскрытых
тайн родного языка. Я желаю вам успехов,
потому что грамоте учиться – всегда
пригодится. Я благодарю вас за работу
на уроке. Экспресс- опрос (на полях)
да – «+», нет – «-»
Существительное – это часть речи.
Доктор – это предмет неодушевлённый.
Скачет, льёт, пьёт – это глаголы.
Глаголы обозначают признаки предметов.
Я, ты, они – это местоимения единственного
лица.
Прилагательные обозначают признаки
предметов.
2 3 4 5 6
|
Слайд №1
Добиться тишины и внимания
Следить за осанкой уча-ся
Слайд№2
Учащийся у интер. доски с
комментирова-нием
Фронтальная беседа
Требовать полных ответов учащихся
Слайд №3 (1,2,3) Слайд №4
Игровой приём для заинтересован-ности
учащихся к предстоящей работе Проблемное обучение
Слайд №5 Беседа Высказывания учащихся Слайд №6
Наглядный
У доски с комментирова-нием
выполняют один ученик Самостоятельно
у доски работает другой ученик Проблемное обучение Слайд №7
Чтение подготовленным учащимся Беседа
Высказывания детей Наглядный метод
Слайд №8
Упражнения для снятия усталости глаз
(по Г.А. Шичко) Проблемное обучение Хоровое чтение Слайд№9 Беседа
Требовать полных ответов
учащихся
Слайд№10
Наглядный метод
Взаимопроверка в парах Проблемное обучение Беседа Слайд№11
Самостоятель-ная работа Беседа
Высказывания детей Слайд№12 Упражнение
Беседа Самостоятель-ная работа
Самопроверка Беседа
У доски 4 человека с
комментирова-нием
Беседа Самостоятель-ная работа
Оказание индивидуальной и дифференци-руемой
помощи Беседа Слайд№13 |