Комедия "Горе от ума” держится
каким-то особняком в литературе и
отличается более крепкой живучестью
от других произведений слова.
Главная
роль в комедии "Горе от ума”, конечно,
— роль Чацкого, без которой не было бы
комедии, а была бы, пожалуй, картина
нравов.
Можно было бы
подумать, что Грибоедов, из отеческой
любви к своему герою, польстил ему в
заглавии, как будто предупредив читателя,
что герой его умен, а все прочие около
него неумны. Но Чацкий не только умнее
всех прочих лиц, но и положительно умен.
Речь его кипит остроумием. У него есть
и сердце, и притом он безукоризненно
честен. Однако о Чацком многие недоумевают:
что он такое?
Фамусов
говорит о Чацком: "Он славно пишет,
переводит”. Он, конечно, путешествовал
недаром, учился, читал, был в сношениях
с министрами и разошелся — нетрудно
догадаться почему.
"Служить
бы рад, — прислуживаться тошно!” —
намекает он сам.
Он
любит серьезно, видя в Софье будущую
жену.
Чацкий, и в этом
его ошибка и трагедия, поначалу не
воспринимает Молчалина, не видит в нем
достойного соперника. Для Чацкого
Молчалин — полное ничтожество, "жалчайшее
созданье”. А.С. Пушкин писал: "Между
мастерскими чертами этой прелестной
комедии —недоверчивость Чацкого в
любви Софьи к Молчалину — прелестна! —
и как натурально! Вот на нем должна была
вертеться вся комедия...”
Черты
характера и мировоззрения Грибоедова
нашли глубокое отражение в комедии
"Горе от ума”, прежде всего в образе
Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые
показал "нового человека”. Это образ
смелого и непримиримого борца за дело,
за идею, за правду.
Печальна
была судьба такого одинокого борца,
каким изображен Чацкий, он противопоставлен
миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных
и Загорецких, с их мелкими целями и
низкими стремлениями.
Комедия
Грибоедова говорит о горе человека, и
горе это происходит от его ума. С понятием
"умный”, "умник” связывалось тогда
представление о человеке не просто
умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого
в этом широком и особом понимании ставит
его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов,
Загорецких. Глубочайший смысл комедии
Грибоедова заключается в том, что она
показывает, как в условиях крепостнического
общества обречены на гонение всякая
независимая мысль, всякая живая страсть,
всякое искреннее чувство.
Так
кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что
несмотря на свое положение, на свое
вынужденное бегство из Москвы, в идейном
и моральном плане Чацкий остается
победителем. Это и подтверждают слова
И. А. Гончарова: "Чацкий сломлен
количеством старой силы. Нанес ей, в
свою очередь, смертельный удар качеством
силы своей. Чацкий — победитель, передовой
воин, застрельщик и — всегда жертва”.