Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр
Сергеевич Грибоедов реалистически
изобразил в своей комедии "Горе от ума”
жизнь России в первой четверти XIX века.
Перед нами предстали живые образы
русских людей того времени, показаны
их взгляды, привычки, обычаи. Все они
являются типичными представителями
своего времени и класса. Основным
конфликтом пьесы является столкновение
"века нынешнего” и "века минувшего”,
двух эпох русской жизни, старого,
патриархального уклада и нового,
передового, представленного в образе
главного героя Александра Андреевича
Чацкого. "Век минувший”
был с мастерством очерчен в образах
фамусовской Москвы, то есть самого
барина Павла Афанасьевича Фамусова и
его окружения. Фамусов
- типичный московский барин со всеми
характерными для того времени взглядами,
манерами и образом мыслей. Единственное,
перед чем он преклоняется, - это чины и
богатство. "Как все московские, ваш
батюшка таков: желал бы зятя он с звездами
да с чинами”, - характеризует своего
барина служанка Лиза. На
службе у Фамусова процветает кумовство
и протекция. Он сам заявляет об этом
открыто: "При мне служащие чужие очень
редки, все больше сестрины, свояченицы
детки”. Идеал Фамусова—
"вельможа в случае”, Максим Петрович,
который "в чины выводит” и "пенсии
дает”. Он "не то на серебре, на золоте
едал, сто человек к услугам, весь в
орденах, езжал-то вечно цугом”. Однако
при всем своем надменном нраве и "он
сгибался вперегиб” перед вышестоящими,
когда надо было подслужиться. Фамусов
предпочитает служить "лицам, а не делу”
и предлагает поступать так же Чацкому:
"Поди-ка послужи”, на что тот с возмущением
замечает: "Служить бы рад, прислуживаться
тошно”. Семейственность
- еще один из идеалов, столь дорогих
сердцу Фамусова. Кузьма Петрович,
"почтенный камергер”, с "ключом, и
сыну ключ умел доставить”, "богат и на
богатой был женат”, заслуживает глубокого
уважения со стороны Фамусова. Фамусов
не очень образован, и ему хорошо "спится
от русских книг”, в отличие от Софьи,
которой нет "сна от французских книг”.
Но вместе с тем у Фамусова сложилось
довольно трезвое отношение ко всему
иностранному. Ценящий патриархальный
уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост
и "вечных французов”, называя их
"губителями карманов и сердец”. Бедность
считается большим пороком в фамусовском
обществе. Так Фамусов прямо заявляет
Софье, своей дочери: "Кто беден, тот
тебе не пара”, или: "У нас уж исстари
ведется, что по отцу и сыну честь, будь
плохонький, да если наберется душ тысячки
две родовых, тот и жених”. При этом
заботливый отец проявляет поистине
житейскую мудрость, заботясь о будущем
своей дочери. Еще
большим пороком в этом обществе является
ученость и образованность: "Ученье -
вот чума, ученость - вот причина, что
нынче пуще, чем когда, безумных развелось
людей, и дел, и мнений”. Мир
интересов фамусовского общества довольно
узок. Он ограничивается балами, ужинами,
танцами, именинами. Противясь наступлению
"века нынешнего”, Фамусовы, молчаливы,
скалозубы продолжают защищать
Екатерининскую эпоху, заботясь больше
всего о том, чтобы сохранить старую
жизнь, самодержавно-крепостнический
строй, подольше удержать "век покорности
и страха”. В комедии
"Горе от ума” Грибоедов изобличает
моральное разложение и косность
московского дворянства, его бесчеловечное
отношение к крепостным, преклонение
перед всем иностранным и полную
оторванность от народа и всего русского.
В их среде господствует смешение "языков
французского с нижегородским”. "Век
нынешний” представлен в комедии Чацким
и тем молодым поколением, от имени
которого он выступает. Чацкий
- дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ
крестьян, получил обычное для дворянской
молодежи воспитание и образование, а
потом, как и многие молодые люди того
времени, уехал "ума искать”. В образе
Чацкого воплощены черты, роднящие его
с декабристами: глубокая любовь к
русскому народу, ненависть к крепостничеству,
желание служить делу, а не лицам,
высокоразвитое чувство собственного
достоинства, истинная культура и
просвещенность, нежелание мириться с
несправедливым общественным устройством.
Поэтому, вернувшись из путешествий и
не найдя никаких перемен к лучшему, он
вступает в открытый конфликт с теми
людьми, к кругу которых сам принадлежал
по праву своего рождения. Чацкий
выступает с резким обличением крепостного
права. Он обрушивается на тех "негодяев
знатных”, которые меняют своих преданных
слуг на борзых собак, сгоняют на крепостной
балет "от матерей, отцов отторженных
детей”, а потом распродают их
поодиночке. Герой —
истинный патриот своей родины, мечтающий
приносить пользу своему Отечеству,
служить своему народу. Он хочет служить
"делу, а не лицам”, а когда не находит
такого дела, то отказывается от службы
вовсе, потому что "служить бы рад,
прислуживаться тошно”. Как
страстный патриот своей родины, Чацкий
верит в прекрасное будущее своего
народа. Герой комедии мечтает о времени,
когда Россия воспрянет "от чужевластья
мод” и "умный, бодрый наш народ хотя б
по языку” не будет считать своих господ
за немцев. С горькой иронией он рассказывает
о французике из Бордо, который ехал в
Россию "со страхом и слезами”, а приехал
и нашел, что "ласкам нет конца, ни звука
русского, ни русского лица” не
встретил. Так как
Грибоедов в лице Чацкого хотел показать
представителя Северного тайного
общества, то изобразил его страстным
агитатором. В комедии много монологической
речи. Чацкий - прекрасный оратор: ему
свойственна лексика декабристов, он
часто употребляет такие слова, как
"Отечество”, "свобода”, "свободный”.
Он обладает острым, критическим умом.
Это говорит о том, что главный герой был
не просто умным человеком, а вольнодумцем.
Он является носителем передовых идей
своего времени, но, как все прогрессивные
люди того времени, терпит крах от своего
ума, передового разума. Грибоедов
создал первую реалистическую комедию
в русской литературе, показал типичных
людей своего времени и класса, наделив
их живыми чертами. Реализм комедии
заключается в том, что победа, вопреки
симпатиям автора, оказывается на стороне
фамусовского общества, стремящегося
всеми силами подольше сохранить
устоявшиеся порядки. Чацкий вынужден
бежать из Москвы. Грибоедов как бы
предсказывает политическое поражение
декабристов в 1825 году на Сенатской
площади.