А. С.
Грибоедов, создав одно законченное
драматургическое произведение, по
справедливости занял достойное место
в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым,
Толстым и Достоевским. Он реалистически
показал жизнь и взгляды дворянского
общества первой четверти XIX века и
противопоставил их суждениям и взглядам
представителей нового, прогрессивного
поколения в лице Александра Андреевича
Чацкого.
Грибоедов в
своей комедии показывает поединок между
старым, закоснелым фамусовским обществом-
"веком минувшим”- и "веком нынешним”
- новым обществом, представленным в лице
Чацкого, которое должно заменить
старое.
Фамусов —
управляющий в казенном месте, к своей
службе относится формально: служит
только для того, чтобы "чины добыть”,
а "достигнув степеней известных ”, он
вообще перестает заниматься службой и
подписывает бумаги, даже не читая
их:
А у меня, что дело,
что не дело,
Обычай
мой такой:
Подписано,
так с плеч долой.
Неделя
этого человека заполнена разными
приглашениями на "обеды, ужины и танцы”,
походами на похороны, крестины. Фамусов
очень ценит в людях такие качества, как
богатство и чин, и поэтому подыскивает
подходящего жениха для своей
дочери:
Будь плохонький,
да если наберется
Душ
тысячки две родовых,
Тот
и жених.
Таким образом,
человек в фамусовском обществе ценится
не за личные заслуги, не по уму и
образованности, а по количеству крепостных
душ, которыми владеет, и тому богатству,
которое он наживает за счет труда
крепостных.
Фамусов
с гордостью вспоминает своего дядю
Максима Петровича, который был "вельможей
в случае”, он "не то на серебре, на
золоте едал”, "сто человек к услугам,
езжал-то вечно цугом, век при дворе”,
но когда же надо было "подслужиться, и
он сгибался вперегиб”. Павел Афанасьевич
восторгается тем, как этот человек
превратил во благо себе даже неловкость,
которая случилась с ним на приеме у
Екатерины.
Люди,
съехавшиеся на танцевальный вечер в
дом к Фамусову, являются представителями
старого поколения, приверженцами "века
минувшего”, его устоев и правил. Здесь
же раскрываются все принципы и законы
жизни, по которым существует дворянская
Москва.
Выразителем
же идей нового поколения является
Александр Андреевич Чацкий, молодой
человек, только что вернувшийся в Москву
после нескольких лет отсутствия. Приехав
и посмотрев на то, что творится в Москве
и в доме Фамусова, он удивляется тому,
что ничего не изменилось в их жизни.
Герой начинает обличать эту непонятную
ему жизнь с ее принципами, взглядами и
идеалами. В своих обличительных речах
он касается всего: и крепостного права,
и низкопоклонства, и преклонения "перед
мнениями чужими”, и слепого подражания
всему иностранному, и отрицательного
отношения к образованию, к свободе
мыслей и мнений. Все, что он говорит,
чуждо и непонятно представителям "века
минувшего”. Речи героя возмущают
Фамусова и его окружение. Взять хотя бы
его взгляды на службу:
Мундир!
Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то
укрывал, расшитый и красивый,
Их
слабодушие, рассудка нищету;
И
нам за ними в путь счастливый!
И
в женах, дочерях - к мундиру та же
страсть!
Я сам к нему
давно ль от нежности отрекся?!
Теперь
уж в это мне ребячество не впасть...
Или
же:
Служить бы рад,
прислуживаться тошно.
Такие
высказывания Чацкого вызывают у Фамусова
недоумение и негодование, и он от лица
всего дворянства Москвы выносит
приговор:
Ах! Боже
мой! Он карбонари!
Чацкий
бичует, по его мнению, самый страшный
порок в России - крепостничество. Он с
презрением говорит о людях, которые за
долги продают свой крепостной балет,
или о тех, которые выменивают своих
преданных слуг на "борзые три собаки”.
Возмущает героя и слепое подражание и
преклонение перед всем иностранным, о
чем свидетельствует его монолог в
третьем действии о французике из Бордо.
Чацкий считает, что общество должно
возродиться путем воспитания в людях
высоких, гуманных идей, гражданских
идеалов, интереса к искусству и
образованию.
Фамусовское
общество возмущено такими речами героя,
они их пугают, поэтому они желают поскорее
избавиться от Чацкого, фактически
изгоняют его из Москвы. Герой уезжает,
отказавшись от попыток что-либо изменить
в этом обществе, но он одерживает
моральную победу. Грибоедов вселяет в
читателя надежду, что Чацкий не одинок
(двоюродный брат Скалозуба, племянник
княгини Тугоуховской, профессора
Пединститута, "упражняющиеся в расколах
и безверьи”) и победа будет за "веком
нынешним”.