Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века (А.
Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века (А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)
Успех
пьесы "Горе от ума”, появившейся
накануне восстания декабристов, был
чрезвычайно велик. "Грому, шуму,
восхищению, любопытству конца нет”, —
так охарактеризовал сам Грибоедов
атмосферу дружеского внимания, любви
и поддержки, которой окружили комедию
и ее автора передовые русские люди
двадцатых годов. По
словам Пушкина, комедия "произвела
неописанное действие и вдруг поставила
Грибоедова наряду с первыми нашими
поэтами”. В мировой литературе не много
можно найти произведений, которые,
подобно "Горю от ума”, в короткий срок
снискали бы столь несомненную всенародную
славу. При этом современники в полной
мере ощущали социально-политическую
актуальность комедии, воспринимая ее
как злободневное произведение
зарождавшейся в России новой литературы,
которая ставила своей главной задачей
разработку "собственных богатств”
(то есть материала национальной истории
и современной русской жизни), причем
собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу "Горя от
ума” составил драматический конфликт
бурного столкновения умного, благородного
и свободолюбивого героя с окружающей
его косной средой реакционеров Этот
изображенный Грибоедовым конфликт был
жизненно правдив, исторически достоверен.
С юных лет вращаясь в кругу передовых
русских людей, вступивших на путь борьбы
с миром самодержавия и крепостничества,
живя интересами этих людей, разделяя
их взгляды и убеждения, Грибоедов имел
возможность близко и повседневно
наблюдать самое важное, характерное и
волнующее явление общественного быта
своего времени — борьбу двух мировоззрений,
двух идеологий, двух жизненных укладов,
двух поколений. Сам
Грибоедов в широко известном, постоянно
цитируемом письме к П. А. Катенину с
предельной ясностью раскрыл содержание
и идейный смысл драматической коллизии,
положенной в основу "Горя от ума”:
"...в моей комедии 25 глупцов на одного
здравомыслящего человека; и этот человек,
разумеется, в противоуречии с обществом,
его окружающим, его никто не понимает,
никто простить не хочет, зачем он немножко
повыше прочих”. И далее Грибоедов
показывает, как планомерно и неудержимо,
все более и более обостряясь, нарастает
"противуречие” Чацкого с фамусовским
обществом, как это общество предает
Чацкого анафеме, которая носит характер
политического доноса, — Чацкого объявляют
во всеуслышание смутьяном, карбонарием,
человеком, покушающимся на "законный”
государственный и общественный строй;
как, наконец, голос всеобщей ненависти
распространяет гнусную сплетню о безумии
Чацкого. А.С.Грибоедов
рассказал в своей комедии о том, что
произошло в одном московском доме в
течение одного дня. Но какая широта в
этом рассказе! В ней веет дух времени,
дух истории. Грибоедов как бы раздвинул
стены фамусовского дома и показал всю
жизнь дворянского общества своей эпохи
— с раздиравшими это общество
противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки
драматической картины столкновения
героя со средой автор вместил громадную
общественно-историческую тему перелома,
обозначившегося в жизни, — тему рубежа
двух эпох — "века нынешнего” и "века
минувшего”. Отсюда проистекает
необыкновенное богатство идейного
содержания комедии. В той или иной форме
и в той или иной мере Грибоедов коснулся
в "Горе от ума” множества серьезнейших
вопросов общественного быта, морали и
культуры, которые имели в декабристскую
эпоху самое актуальное, самое злободневное
значение. Это были вопросы о положении
русского народа, придавленного гнетом
крепостничества, о дальнейших судьбах
России, русской государственности и
русской культуры, о свободе и независимости
человеческой личности, об общественном
призвании человека, о его патриотическом
и гражданском долге, о новом понимании
личной и гражданской чести, о силе
человеческого разума и познания, о
задачах, путях и средствах просвещения
и воспитания. На все эти вопросы
откликнулся гений Грибоедова, и отклик
этот был исполнен такой горячей
гражданственно-патриотической страсти,
такого неукротимого негодования на зло
и неправду, что комедия не могла не
произвести самого глубокого и разительного
впечатления как в передовых кругах
русского общества, так и в лагере
реакционеров. Комедия
с могучей сатирической силой разоблачала
нравы крепостников. Грибоедов поставил
перед собой цель сорвать с них маску
внешнего благолепия и благоприличия и
представить их на суд людской разоблаченными
от всех и всяческих украшающих покровов.
И он с блеском выполнил эту задачу. Автор
запечатлел в "Горе от ума” целую галерею
человеческих портретов, которые в
совокупности составляют истинный, ничем
не прикрашенный отвратительный облик
крепостнического общества с его
паразитизмом и своекорыстием, чванством
и лакейством, мракобесием и нравственным
растлением.