Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Вообще
к Софье Павловне трудно
отнестись не симпатично: в ней
есть сильные задатки недюжинной
натуры, живого ума, страстности
и женской мягкости. И.
А. Гончаров А. С.
Грибоедов вошел в историю русской и
мировой литературы как создатель
гениальной комедии "Горе от ума".
Она интересна не только с точки зрения
проблем русского общества первой
половины XIX века, но и с точки зрения
характеров героев. Чаще всего говорят
о Чацком. Но и образ Софьи Павловны
Фамусовой заслуживает не меньшего
внимания. В литературе
того времени он трактовался неоднозначно.
А. С. Пушкин считал, что образ Софьи
обрисован неясно. Сам автор дает ей
следующую характеристику: "девушка,
сама не глупая, предпочитает дурака
умному человеку". И. А. Гончаров в
своем очерке "Мильон терзаний"
относится к Софье с большой
симпатией. Образ Софьи
Павловны сложен. Он стоит особняком во
всей комедии, не совсем вписываясь в
общество Фамусовых и Молчалиных. Но и
Чацкий ее отталкивает острым умом,
язвительностью и прежде всего тем, что
оскорбил в ней чувство любви. Все же она
ближе к Чацкому, потому что пороки отца
и окружающих еще не совсем привились
ей. Сближает их и драматизм положения
- у Софьи тоже свой "мильон терзаний",
главная причина которых - любовь к
Молчалину. Не спешите,
однако, обвинять эту девушку в нравственной
и умственной слепоте Это не собственно
ее порок, это порок общества, в котором
она выросла. Уроки жизни эта юная девушка
брала у светских дам. И, хотя ей дали
хорошее по тем временам образование,
оно не развило ее природной любознательности
и способности мыслить и анализировать.
Героиня увлекается французской
литературой, откуда черпает житейскую
мудрость. Естественно, что все ее
представления о жизни искажены и
романтичны. Софья ищет любви, но ее не
привлек бы в этом качестве бойкий, острый
на язык и ум Чацкий. Ее коробят его
остроты, они оскорбляют ее чувствительность
и благовоспитанность. А Молчалин так
похож со своей стыдливостью, скромностью
на героя сентиментального романа!
Сыграло роль и то обстоятельство, что
выбор предмета любви был крайне ограничен.
И Софья сама начинает роман, с радостью
обманывается и восхищается качествами
Молчалина, которые вызывают презрение
Чацкого: Чудеснейшего
свойства Он наконец: уступчив, скромен,
тих, В лице ни тени беспокойства, А на
душе проступков никаких, Чужих и вкривь
и вкось не рубит. Софья
признается, что в нем нет блестящего
ума, но это не тревожит ее. Зато волнует
другое: Возьмет он
руку, к сердцу жмет. Из
глубины души вздохнет, Ни
слова вольного, и так вся ночь
проходит. Мы уверены,
что это так. Нравственность Софьи
Павловны мы тоже не ставим под сомнение,
хотя Молчалин проводит ночи в ее комнате.
Она наивно говорит Лизе о их времяпровождении,
хотя и понимает, что ее поведение вызовет
осуждение. Сама же она в этом не видит
ничего предосудительного. Не
приходится также сомневаться в искренности
и глубине чувства Софьи. Но этой любви
Молчалин обязан не только скромностью,
но и бедностью. "Влечение
покровительствовать любимому человеку,
бедному, скромному, не могущему поднять
на нее глаза, возвысить его до себя, до
своего круга, дать ему семейное право"
- вот ее цель, по мнению Гончарова. Софья
Павловна привлекает нас своей
естественностью и простотой, свободой
от предрассудков. Она наделена умом и
сильным характером, мечтательностью и
горячностью. В то же время она - дитя
фамусовского общества, а потому
бессознательно действует и живет по
тем же законам. Вот почему она оказалась
способна оклеветать Чацкого. К
сожалению, Софья не может выйти замуж
за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен
муж - мальчик, ибо она подсознательно
стремится к власти. В слепом чувстве
любви она не увидела, что нужно Молчалину
для того, чтобы пользоваться ее влиянием.
Когда именно Чацкий становится свидетелем
ее позора, сердце ее разбивается. Это и
составляется "Мильон терзаний".