Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
Если
Александр Андреевич Чацкий в комедии
Грибоедова является самой реальной,
понятной нам фигурой, которой мы
сочувствуем, то образ Софьи Павловны —
наиболее сложный и противоречивый из
всех, и к нему куда как труднее выразить
свое отношение.
Пока
ты не знаком ни с какими рецензиями,
откликами на комедию и статьями многих
русских писателей о пьесе, то читаешь
ее без предубеждения и имеешь возможность
составить свое мнение о каждом из ее
героев. С первых строк комедии мы
знакомимся с Софьей, и именно в первом
действии через реплики действующих лиц
мы начинаем угадывать ее характер. Какой
она нам кажется?
Это
умная романтичная девушка, воспитанная
на французских сентиментальных романах,
которые в изобилии тогда распространялись
по России и особенно популярны были в
среде столичной молодежи. Софья такая,
как все девушки того времени: начитавшись
этих книг, она невольно отдается
романтическим мечтам о счастливой
любви. Какой она ее представляет? Примерно
такой: красивая богатая девушка влюбляется
в бедного прекрасного юношу, и он тоже
боготворит ее.
Размечтавшись
таким образом, она находит свой идеал
в хитром и расчетливом Молчалине: он
представляется ей скромным, умным, нежно
и робко любящим. Но мы-то знаем, что он
не такой, а Софья — она ослеплена чувством
и готова на многое ради него. Этой
искренней любовью мне и нравится Софья.
А ее заблуждения — это не ее вина, а
общества, в котором она воспитывалась.
Какой
бы она ни была романтичной, влюбчивой
и благородной в своих чувствах, она
все-таки принадлежит своей среде. А
Чацкий — совершенно иной. Именно его
ум и отличие от других, "нормальных”,
и отталкивает Софью от Чацкого: он ей
непонятен и далек. Она ради приличия
поддерживает с ним отношения, но не
питает к нему никакого живого, чувства.
Чацкий ошибается: Софья никогда его не
любила. В этом она вполне честна.
Но
полностью отказавшись от Чацкого (она
все время мечется между ним и своим
обществом), она окунается в свою среду
и невольно становится врагом Чацкого.
Она вынуждена поддерживать слухи о
сумасшествии Чацкого, и в этом она не
уступает остальным: самому Фамусову и
его гостям.
Но личная
драма Софьи в том, что ее обманывает
Молчалин. Перейдя на сторону Молчалина
и людей фамусовского круга, она вдруг
обнаруживает, что это подлые и низкие
люди. И мне кажется, что в конце концов
она понимает, что глубоко ошиблась. Не
будь у нее ума, она так и не смогла бы
это осознать.
"Она
также получила свой миллион терзаний”,
— говорит Гончаров. И он прав: образ
Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена,
искажена этим обществом, и оно же ее
предает. Несмотря ни на что, Софья —
самая привлекательная фигура из всего
"фамусовского” ряда, она скорее жертва,
чем гонитель всего светлого. И этим она
мне нравится.