В первой
трети XIX века в русской литературе
складывается тип лишнего человека.
Герои эти, среди которых наиболее
известные Печорин, Онегин, Обломов, не
похожи на большинство людей своего
времени. Лишние люди, чей ум пытлив и
глубок, "болеют болезнью века”: для
них очевидны проблемы окружающего мира,
пороки и "язвы” современного общества.
Не удовлетворенные жизнью, эти герои
более всего несчастны от невозможности
что-либо исправить. Неопределенность
томящих их высоких идеалов вызывает не
знание путей их реализации, а отсутствие
конкретных целей и дела, которое могло
бы удовлетворить их высокие требования
к себе и к жизни, — пассивность и
бездеятельность, беспомощность
существования.
Сопоставим
Чацкого, героя комедии Грибоедова "Горе
от ума”, с образом лишнего человека.
Видя
пороки фамусовского общества, отвергая
его косные устои, беспощадно обличая
чинопочитание, царящую в служебных
кругах протекцию, глупое подражание
французской моде, отсутствие настоящего
образования, Чацкий оказывается изгоем
среди графов Хрюминых, Хлестовых и
Загорецких. Его считают "странным”, а
в итоге даже признают безумцем. Так
грибоедовский герой вступает, как и
лишние люди, в конфликт с окружающим
его несовершенным миром. Но если последние
лишь страдают и бездействуют, то "в
озлобленной; мысли” Чацкого "слышится
здоровый позыв к делу...”. "Он чувствует,
чем недоволен”, ибо его идеал жизни
вполне определен: "свобода от всех
цепей рабства, которыми оковано общество”.
Активное же противостояние Чацкого
тем, "чья вражда к свободной жизни
непримирима”, позволяет нам полагать,
что он знает пути изменения жизни в
обществе. Кроме того, грибоедовский
герой, пройдя долгий путь исканий, три
года путешествовавший, обретает цель
в жизни — "служить делу”, "не требуя
ни мест, ни повышенья в чин”, "в науки
вперить ум, алчущий познаний”. Желание
героя — приносить пользу отечеству,
служить на благо обществу, к чему он и
стремится.
Таким
образом, Чацкий несомненно является
представителем передового общества,
людей, не желающих мириться с пережитками,
реакционными порядками и активно с ними
борющихся. Лишние же люди, не сумев найти
себе достойного занятия, самореализоваться,
не примыкают ни к консерваторам, ни к
революционно настроенным кругам, храня
в душе разочарованность в жизни и впустую
растрачивая невостребованные таланты.