В конце
зимы 1824 г. по Москве распространился
слух, будто появилась пьеса, в которой
высмеяно московское высшее общество,
изображенное зло и карикатурно. Автором
этой пьесы был Александр Сергеевич
Грибоедов. Талантливый
русский дипломат и писатель не случайно
избирает местом действия своей пьесы
московские гостиные. Колыбелью автора
была аристократическая Москва. Москва
просвещенная и вольномыслящая воспитала
его ум и сердце. Москва народная,
героическая укрепила его любовь ко
всему русскому. Комедия
"Горе от ума" — суровое обличение
того мира, в котором процветают
крепостники. Пьеса расходилась в списках
по всей стране, но не только потому, что
вопросы, поднятые в ней, были невероятно
актуальными, но и потому, что комедия
отличается удивительной реалистичностью.
Главное действующее лицо пьесы далее
не Чацкий, который, безусловно, высказывает
дорогие автору мысли, а вся Москва, все
люди, населяющие ее. Вначале образ
столицы складывается из портретов
отдельных героев, но в третьем и четвертом
актах эти портреты оживают в многочисленных
персонажах, гостях на званом обеде в
доме богатого московского барина Павла
Афанасьевича Фамусова. "На
всех московских есть особый отпечаток",
— говорит хозяин дома, умеющий давать
людям меткие характеристики. Действительно,
москвичи не похожи на жителей других
городов. В монологах Чацкого и Фамусова
даются описания отдельных людей, которые
обозначают для читателя общие черты
принадлежности к "московским". Чацкий
и Фамусов говорят о разном по-разному.
Фамусов — "старинный, верный член"
Английского клуба, который "весь свой
век пропрыгал на балах". Тон
Чацкого становится все более и более
суровым. Следующий, кого упоминает герой
пьесы, — любитель крепостного театра,
чей "дом зеленью раскрашен в виде
рощи", но сам он "толст, его артисты
тощи". Упоминает Чацкий и о принятой
в Москве системе воспитания, когда
родители стремятся набрать детям
"учителей полки, числом поболее, ценою
подешевле". Москвичи видят спасение
в немцах и французах, а результат — не
только отсутствие представлений о
национальной культуре, но и дикое
"смешение языков: французского с
нижегородским". Монолог
Чацкого разворачивает перед нами
колоритную галерею обитателей Москвы.
Но это взгляд с одной стороны. Во втором
действии свое представление о москвичах
высказывает Фамусов. Мы видим почтенных
московских бар, которых молодежь должна
считать образцом для подражания. Чацкий
восклицает: "Нет, свет уж нынче не
таков", — но так ли это? Мне кажется,
что развитие действия пьесы доказывает
обратное. В третьем
действии мы встречаемся с москвичами
на балу у Фамусова. Основу комизма здесь
составляет, на мой взгляд, тема огромной
власти московских дам. Еще
Фамусов отмечает:
А
дамы? — сунься кто, попробуй
овладей; Судьи всему,
везде, над ними нет судей.
Платон
Михайлович Горич — бывший товарищ
Чацкого — попал под каблук своей жены.
Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми,
озабоченными лишь удачным замужеством,
помыкают старым князем. Один из самых
колоритных образов — старая московская
барыня Хлестова. Наверное, мнения таких
барынь больше всего боится Фамусов.
Недаром последними словами комедии
является его реплика:
Ах!
Боже мой! Что станет говорить Княгиня
Марья Алексевна!
Да,
женская власть в Москве сильна. Но
Москва уже не может прожить и без таких
людей, как Загорецкий, умеющих услужить
всем. Значительное место в комедии
занимает Репетилов, который являет
собой образ человека, способного опошлить
всякое святое дело. И,
наконец, главные герои. Софья
— типичная московская барышня, неглупая,
но воспитанная не на реалиях жизни, а
на французских романах. Скалозуб
— типичный аракчеевский солдафон,
человек, которого можно назвать слепым
исполнителем воли вышестоящего
начальства. Но его образ не только
комичен. Вспомним размышления Скалозуба
о карьере:
Довольно
счастлив я в товарищах моих. Вакансии
как раз открыты; То
старших выключат иных, Другие,
смотришь, перебиты.
Фамусов
— олицетворение "века минувшего"
во всей его красе. Он является убежденным
сторонником старых порядков, при этом
он уже достиг "степеней известных"
и заботится разве лишь о том, чтобы
выдать замуж дочь. Все остальные дела
его сводятся к тому, чтобы не забыть
зайти "на форели", потому что, как
он сам признается:
Обычай
мой такой: Подписано,
так с плеч долой.
Пожалуй,
единственное, в чем сходятся Фамусов и
Чацкий, — это отрицательное отношение
к засилью в русской дворянской среде
заграничных мод и вкусов. Чацкий
на три важнейших года исчез из российской
действительности. А ведь за эти три года
утихло послевоенное ликование. И в
последнем монологе Чацкий уже кричит
о той толпе, "в любви предателей, в
вражде неутомимых, рассказчиков
неукротимых, нескладных умников, лукавых
простаков, старух зловещих, стариков",
которую он увидел в Москве. Не
знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве
после обличительных монологов Чацкого.
Похоже, что нет. Но можно быть уверенным,
что после появления комедии "Горе от
ума" москвичи смогли по-новому
взглянуть на все то, что их окружало.