Комедия
Грибоедова является первым реалистическим
произведением в русской литературе. И
хотя в пьесе немало элементов классицизма,
таких как сохранение системы амплуа,
говорящие фамилии, единство времени,
места и действия, мы по праву можем
назвать "Горе от ума” новаторской
комедией, в которой представлены типичные
образы типичных русских людей того
времени, то есть первой четверти XIX
века.
Грибоедов,
раскрывая образы героев своей пьесы,
используя диалоги и другие, на первый
взгляд, незначительные детали, шаг за
шагом показывает картину жизни Москвы
начала XIX века.
Реально
изображая ее жителей, их взгляды и
интересы, автор воссоздает быт и нравы
русского дворянства. С первых строк
пьесы мы попадаем в дом одного из
уважаемых людей московского общества
- чиновника Фамусова — и окунаемся в
размеренную жизнь, наполненную никчемными
событиями, важнейшие из которых - обед
у Прасковьи Федоровны и крестины у вдовы
докторши. Вспоминая давно ушедшие
времена ("Тогда не то, что ныне, при
государыне служил Екатерине”), Фамусов
боится наступающих перемен и пытается
всячески препятствовать им ("Строжайше
б запретил я этим господам на выстрел
подъезжать к столицам”). Сталкиваясь
с Чацким, проповедником нового мышления,
он наставляет его: "Именьем, брат, не
управляй оплошно, а, главное, поди-тка
послужи”. Он пытается внушить ему свои
идеи, образумить старого знакомого,
направить "на путь истинный”, ставя в
пример своего дядю Максима Петровича,
который хоть "на золоте едал” и у
которого "сто человек к услугам”, но
"когда же надо подслужиться, и он
сгибался вперегиб”. Однако, видя
бессмысленность своей затеи, Фамусов
признает Чацкого опасным человеком, и
с этого момента он является для него
представителем другого, совершенно
чуждого ему лагеря.
Мы
знакомимся в комедии еще с одним
представителем фамусовской Москвы -
полковником Сергеем Сергеевичем
Скалозубом. И хотя он раскрыт и представлен
автором не так глубоко, как Фамусов или
Чацкий, однако это, тем не менее, яркий
представитель фамусовского общества.
Его не может интересовать решительно
ничего, кроме военной муштры и продвижения
по службе. У него единственная цель в
жизни - "Мне только бы досталось в
генералы”. Любые разговоры сводятся к
муштре и всяческим запретам:
Я
вас обрадую: всеобщая молва, Что есть
проект насчет лицеев, школ, гимназий,
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших
оказий.
Как видим,
Скалозуб - ярый противник просвещения,
он видит в нем ненужное занятие. И хотя
сам по себе полковник - человек простоватый
и незлобный, но его грубость и
необразованность лишают его всякой
привлекательности для читателя.
Еще
одна интересная фигура в доме Фамусова
- его секретарь Молчалин. Серая мышь,
готовая "угождать всем людям без
изъятья”. Безропотный и безмолвный,
"не смеющий своего сужденья произнесть”,
он обладает двумя великими талантами
- "умеренностью и аккуратностью”. Тихий
и незаметный, Молчалив, являясь порождением
фамусовской Москвы, незаменим для нее.
Он опасен ничуть не меньше, чем Фамусов
и Скалозуб. За внешней доброжелательностью
и покладистостью скрывается трусливый
человек, готовый слепо следовать за
власть имущими.
Остальные
персонажи, которых мы встречаем в доме
Фамусова, не менее интересны. Они создают
законченную картину жизни московского
общества. Это и Наталья Дмитриевна со
своим "мужем-мальчиком, мужем-слугой”
Платоном Михайловичем, и княгиня
Тугоуховская со своими шестью дочерьми,
озабоченная лишь тем, как бы выдать их
замуж за приличных людей, все достоинства
которых заключаются лишь в богатстве,
самодурка Хлестова с арапкой-девкой,
"лгунишка, картежник, плут” Загорецкий,
пустозвон и гуляка Репетилов, господа
N. и В. и множество других персонажей,
невидимых на сцене, но незримо
присутствующих в комедии и играющих
немаловажную роль в описании жизни
дворянской
Москвы
первой четверти ХГХ века, за которой
утвердилось такое понятие, как "фамусовская
Москва”.