Алатауский
Аким города
(мэр) ныне назначается непосредственно
президентом Республики Казахстан на
основе одобрения маслихата (городского
собрания).
Байузаков Х.
Б. — (1940—1941)
Абдикалыков
М. — (1941—1942)
Шарипов С. —
(1942—1943)
Орехов П. Г. —
(1943—1944)
Милованов К.
А. — (1944—1947)
Айбасов Х. Х. —
(1947—1950)
Ильяшев Р. —
(1950—1952)
Шарипов И. Ш. —
(1950—1954)
Мамонов Ф. А. —
(1954—1956)
Адилов А. А. —
(1956—1960)
Дуйсенов Е. Д. —
(1960—1975)
Аухадиев К. М. —
(1975—1978)
Жакипов А. Х. —
(1978—1980)
Койчуманов А.
Ж. — (1981—1983)
Кулибаев А. А. —
(1983—1985)
Нуркадилов З.
К. — (1985—1994)
Кулмаханов Ш.
К. — (1994—1997)
Храпунов В. В. —
(1997—2004)
Тасмагамбетов
И. Н. — (2004—2008)
Есимов А. С. —
(2008—н.в.)
19
декабря 1981 года в городе родился
миллионный житель. Официальная
численность населения города на 1
июля 2008 года составила 1343,5 тыс.
человек. Однако согласно некоторым
неофициальным источникам численность
вместе с незарегистрированными трудовыми
мигрантами из соседних областей
республики достигает двух миллионов
человек, что составляет 13 % от населения
республики. Город
многонационален: казахи (53 %), русские (33 %), уйгуры (5 %),
также
живуттатары (2 %), корейцы (2 %); украинцы, немцы, китайцы и
другие (5 %) (2009 г., перепись). Несмотря
на свой относительно небольшой возраст,
демографические процессы в городе
сложны и многообразны, что в значительной
мере является отражением его пёстрого
национального состава. Характерной
чертой современного города является
его многоязычие. В городе широко
используются русский и казахский языки.
Крупный транспортный
узел: железные и шоссейные дороги, аэропорт.
По данным Агентства по статистике РК в
2008 году ВВП г. Алма-Аты достиг
2,9 трлн. тенге (19,9 млрд
долларов), в пересчёте на душу населения —
2,2 млн тенге (14,8 тыс. долларов). До
начала 90-х годов экономика города
базировалась на пищевой, легкой и тяжелой
промышленности. Основная масса продукции
реализовывалась в самом городе (население
которого превысило миллион жителей в
1981 году), на рынке Казахской ССР, а также
в других республиках СССР. После распада
СССР, разрыва межреспубликанских
экономических связей и упадка
промышленности, широкое распространение
в городе (особенно в 1991—1996 годах) получили
так называемыебарахолки с
китайским ширпотребом, базары,
развилась так называемая челночная торговля.
В этот период экономика города начинает
ориентироваться на потребление
дешёвого импортаиз Китая. Жизненный
уровень основной массы населения резко
падает. Лишь после 1997 года в А.-А.
начинается период экономического
подъёма, город охватывает настоящий
инвестиционный бум, начинается период
интенсивного ипотечного строительства.
В А.-А. расположены штаб-квартиры Народного
банка, Казкоммерцбанка, БТА Банка и
других крупнейших банков Казахстана.
Налоговые поступления в бюджет за 2008
год составили около 555 млрд тенге,
что составляет примерно 27 % всего
республиканского бюджета.
В 1997
году было принято решение о дальнейшем
развитии города как делового и финансового
центра региона. В 2006 году был принят
закон о развитии РФЦА.
В А.-А.
действует разветвлённая сеть
маршрутов автобусов, троллейбусов, маршрутных
такси, а также работает такси. К
началу XXI векасохранилось всего
два трамвайных маршрута, однако,
в последние годы начался процесс развития
этого вида транспорта. Также планируется
сооружение линий скоростного трамвая
(LRT) и автобусов на выделенной
трассе (т. н. «трамвай на шинах», BRT).
Строительство
метро началось в 1988 году. Первая
очередь, состоящая из семи станций, была
открыта 1 декабря 2011 года. Открытие
метро неоднократно откладывалось,
первоначально было запланировано на
1997 год, позже — на 2008, 2009, 2010 и, наконец,
на 2011 год.
В 2007 были построены
10 новых транспортных развязок, а также
началось строительство ВОД (Восточная
Обводная Автодорога), с окончательным
строительством которой центр города
охватит малое кольцо дорог — по пр.
Аль-Фараби на юге, пр. Саина на западе,
пр. Рыскулова на севере и ВОД на востоке.
В 2008 построено ещё 3 развязки и закончено
строительство двух начатых в 2007 году.
Объездная
дорога БАКАД проектируется как
6-полосная автодорога первой категории
длиною в 64,85 км. Планируется строительство
14 мостов, 8 двухуровневых транспортных
развязок и 2 путепроводов через железные
дороги. Предполагается перенос отдельных
электролиний, переустройство водопроводов,
системы канализации и илопроводов,
вынос телекоммуникаций. Техническая
категория кольцевой автодороги — 1
«а», платная.
В связи с мировым
финансовым кризисом, в августе 2009 года,
решением акимата (мэрии) г. А.-А.,
строительство БАКАД было приостановлено
на неопределенный срок.
На административной
территории А.-А. находится современный
международный аэропорт «Алматы».
Открытие нового терминала аэропорта,
построенного взамен сгоревшего,
состоялось в 2004 году. В 1998 году произведена
серьёзная реконструкция взлётной
полосы. В 2006 году начато, а в сентябре
2008 полностью закончено строительство
второй взлётно-посадочной полосы с
возможностью приёма всех типов воздушных
судов без ограничения по массе. Начато
строительство второго (международного)
терминала с пропускной способностью
2500 пассажиров в час. В 2006 году аэропорт
«Алматы» обслужил более 2 миллионов
пассажиров. Помимо данного аэропорта,
в пригороде А.-А. имеется аэропорт местных
воздушных линий «Боралдай» (ранее
носил название «Бурундай»); однако, он
не обслуживает регулярные пассажирские
рейсы.
продолжение