Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Произведение
"Горе от ума” было написано в 1824 году.
В это время в России наблюдается бурное
развитие общественной мысли и появление
тайных политических обществ. Главный
герой комедии - Чацкий - представитель
новых идей, но, вместе с тем, в произведении
перед нами предстает картина патриархальной
Москвы, боящейся и не желающей никаких
перемен. Именно с этой Москвой борется
Чацкий. В комедии есть как главные герои,
так и второстепенные, а также герои-маски
и внесценические персонажи. Софья
- одна из главных героинь комедии. Хотя
она и не поддерживает Чацкого, автор не
делает ее характер полностью отрицательным.
Характер Софьи достаточно противоречив:
она по-житейски умна, дает меткие
характеристики другим героям, однако
ее личные достоинства подавлены
обществом, его устоями. Одна из главных
тем в произведении — воспитание. Софья
была воспитана, как было принято в
дворянских домах того времени, на
французских сентиментальных романах.
Именно оттуда она черпала свою мудрость.
Они научили ее чувствовать и не думать
при этом. Софья живет по образцам, которые
дало ей общество. Она, так же как и Наталья
Дмитриевна и княгиня Тугоуховская,
хочет найти "мужа-мальчика, мужа-слугу”.
И Грибоедову кажется нелепым зависимость
мужчин от власти женщин. Они добровольно
отдали свою независимость и довольствуются
жалкой ролью, которую отвели им их жены.
Власть женщин — это отличительная черта
фамусовского общества. Отец
Софьи - богатый московский барин.
Единственное, что доставляет ему
удовольствие, так это еда и праздное
времяпрепровождение. Он не очень
образован, и была бы его воля, он бы и
дочь оставил без образования, однако
это не принято в обществе, и Фамусов не
может пренебречь законами света. Павел
Афанасьевич - один из тузов Москвы. Все
богатые и знатные вызывают у него
восхищение, причем неважно, как они
этого достигли: трудом или "умением
подслужиться”. Одним
из таких уважаемых Фамусовым людей
является Скалозуб. Он представляет
собой яркий пример грубого солдафона,
который получил орден за то, что вместе
с братом "засели в траншею”. Он говорит,
что "счастлив в друзьях ”, которых,
"смотришь”, перебьют, и ему достанется
заветный генеральский чин. Скалозуб,
например, ничего не знает о Настасье
Николавне, потому что "с ней вместе не
служил”, так он шутит с претензией на
оригинальность. Он — военный, но встретить
его можно только в светских гостиных.
Главное занятие для него - собирание
сплетен и танцы. Он стремится доставить
другим удовольствие, рассказывая свежие
новости. В основном, он грубый и
невежественный человек, однако он
желанный гость в доме Фамусова, потому
что добился высокого положения и потому
что не женат. Важным
в галерее лиц является и Репетилов. У
него говорящая фамилия, что означает
"повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого:
он повторяет его мысли, идеи, но при этом
не верит в них, как Чацкий. Репетилов
посещает Английский клуб, однако для
него это только развлечение. Репетилов
- двойник Чацкого, но в его устах новые
идеи подвергаются сомнению. На свете
есть и умные люди, как Чацкий, но есть и
пустословы, как Репетилов. Чацкий
в комедии выражает идеи декабристов.
Как известно, автор не во всем был
согласен с ними, поэтому и пытается
показать, что декабристы - это те же
Чацкие, которых никто не понимает. Полная
противоположность Чацкому - Молчалин.
Он готов всем услужить, угождать тому,
кто выше его по рангу, как завещал ему
еще отец. Молчалин дошел в своей
услужливости до того, что играет роль
влюбленного в дочь своего хозяина. Он
готов на любые унижения, лишь бы добиться
своего. Его истинную сущность видит
только Чацкий. В Молча-лине совсем нет
искренности. Он - хамелеон. Молчалин
приспосабливается к людям и обстоятельствам.
После сцены разоблачения у каждого из
героев остается по "мильону терзаний”,
у Молчалива же их всего на гривенник.
Конечно, он будет чувствовать неудобство
на первых порах, однако затем он вновь
приспособится к новым условиям. Грибоедов
изобразил фамусовское общество, отразив
при этом весь московский высший свет.
Большую роль в этом обществе играют и
внесценические персонажи. Они не
появляются на сцене, однако имеют большое
значение для раскрытия основного
конфликта пьесы. В фамусовском обществе
есть и герои-маски. Их образы максимально
обобщены. Автору не интересна их
философия, они занимают его лишь как
важные приметы времени. Например, такие
герои как г. N. и г. В., заинтересованные
лишь в распространении сплетен. Все
общество придерживается одних взглядов:
ненависть к просвещению, приверженность
к старым традициям, подражание иностранцам.
Чацкого возмущает слепое следование
всему иностранному. Например, в образовании
важно лишь наличие и присутствие учителей
"числом поболее, ценою подешевле”. Все
девушки воспитываются на французских
романах. Крепостное право для фамусовского
общества - нормальное явление. Здесь
встречают людей "по одежке”. Если
человек богат, то неважно, что он провел
вею жизнь в унижениях. Все фамусовское
окружение объединяет боязнь изменений.
Они понимают, что если в общество придут
идеи Чацкого, то они - все эти фамусовы
и молчалины - останутся не у дел. Чацкий
шутит, высмеивает священные нормы жизни
фамусовского общества. Ему мстят тем
же способом: из него делают шута и
посмешище и, я конце концов, объявляют
сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она
имела в виду любовное сумасшествие, а
общество - социальное. "Безумен по
всему” - в этом приговор общества устами
Загорецкого. Итак, в
"группе из двадцати лиц отразилась вся
прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний
ее дух, исторический момент и нравы”.
И пока будет существовать стремление
к почестям помимо заслуги, пока будут
водиться мастера и охотники угодничать
и "награжденья брать и весело пожить”,
пока сплетни, безделье, пустота будут
господствовать не как пороки, а как
стихии общественной жизни, - до тех пор,
конечно, будут мелькать и в современном
обществе черты Фамусовых, молчаливых
и других.