А. С.
Грибоедов родился в Москве, вырос здесь,
окончил Московский университет и даже
написал свою бессмертную комедию в
Москве. Он хорошо знал московское
дворянское общество, его нравы, обычаи,
порядки. Это позволило ему в своем
произведении реалистически показать
московское дворянство. "Горе
от ума" - это сатира на общество
крепостников. В комедии осмеяны все
стороны его жизни, подвергнут критике
мир насилия, произвола, невежества,
подхалимства, лицемерия. Эти и другие
черты московского общества были показаны
благодаря столкновению Чацкого с
Фамусовым, Скалозубом,
Молчалиным. Представители
московского дворянства лишены каких-то
гражданских мыслей и интересов. Смысл
жизни они видят, прежде всего, в обогащении,
они карьеристы и завистники, Грибоедов
показывает людей, которые стоят у власти,
занимают высокое общественное положение.
Служба для них - лишь источник доходов,
средство получить незаслуженные почести.
Так, например, Фамусов говорит: "Обычай
мой такой: подписано, так с плеч - долой".
В обществе московских дворян не скрывается
тот факт, что "служащие чужие очень
редки: асе больше сестрины, свояченицы
детки". Московское
дворянства также характеризует полное
примирение с жизнью, удовлетворенностью
ею. Они принимают окружающую
действительность, потому что она
сохраняет их права и привилегии. Поэтому
фамусовское общество объединяется
против Чацкого, который является
представителем прогрессивной части
дворянства, так как он критикует их
образ жизни. Московское
общество косно. Оно не приветствует
просвещение, образованность, считая,
что "ученье • вот чума, ученость - пот
причина" появления новых, враждебных
им взглядов. Представители московского
дворянства защищают те времена, когда
считалось в порядке вещей менять
крепостных на собак, отнимать детей у
родителей, Представители московского
дворянства унижают достоинство простых
людей, считая их "чурбанами" и
"ленивыми тетерями". Для них
характерно грубое обращение с низшими
по чину людьми, но сами они готовы льстить
и Пресмыкаться перед теми, кто чином
повыше. Именно эту черту можно проследить
у Фамусова, который задумал выдать Софью
за будущего генерала Скалозуба. Ему
важно, что Известный
человек, солидный, И
знаков тьму отличья нахватал,
Не по летам и чин завидный, Не
нынче, завтра - генерал. Несмотря
на то, что по понятиям московского
общества Скалозуб занимает высокое
положение, он очень ограниченный человек,
живущий мечтой о получении генеральского
чина без особых трудов. Следует
отметить, что люди, сначала имеющие
свободолюбие, независимость суждения
и взгляды, попадая под власть фамусовского
общества, вынуждены расстаться со своими
былыми взглядами и убеждениями. Это
ярко показано на примере Платона
Михайловича Горича, который, лопав под
власть жены и влияние фамусовского
общества, стал "мужем-мальчиком,
мужем-слугой". Важное
значение в пьесе имеет образ Софьи.
Несмотря на хорошие задатки ее натуры,
Софья не сформировалась еще как цельный
человек. Фамусовское общество загубило
ее ищущую и страстную натуру. Еще
одна особенность дворянского общества
Москвы - это ее преклонение перед
иностранцами и иностранным. Этой теме
посвящен монолог Чацкого "Французик
из Бордо...". Нелестной
характеристикой московского дворянства
является душевная черствость, страсть
к сплетням. В изображении
московского дворянства Грибоедовым мы
не можем не заметить сильно выраженное
критическое начало: московское дворянское
общество представлено в негативном
свете. Нельзя заметить
и тени сочувствия, душевного благородства
у приглашенных на бал к Фамусову, когда
они рассказывают друг другу сплетню о
сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему
не верит в это, но все единогласно решили,
что он сошел с ума, слишком уж он не
вписывается в их круг, ё их размеренную
жизнь. Таким образом,
Грибоедов воссоздает картину быта,
жизни, нравов барской Москвы первой
четверти XIX века, рисует типические
характеры фамусовского общества, дает
реалистическое изображение основного
столкновения между "веком нынешним"
и "веком минувшим".